Референдум — это важнейший институт народовластия, который имеет определяющее значение для современного российского конституционализма, определения направления развития общества и государства, и призванный обеспечивать свободное волеизъявление граждан по самому широкому спектру вопросов.
Как указано в ст. 1 Конституции РФ, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».
Таким образом, референдум является той формой непосредственной реализации власти народом, когда каждый может прийти и выразить свое отношению к вопросу, вынесенному на всенародное голосование. В отличие от выборов, где граждане голосуют за того или иного депутата законодательного органа государственной власти, который будет принимать важные решения, действуя как представитель от имени народа, референдум позволяет самому народу напрямую решать эти вопросы.
Конституция РФ придает исключительное значение референдуму, дважды упоминая его в главах 1 и 2, что составляет отличительную особенность ее содержания.
Значение референдума можно выразить в следующих положениях:
- это самая демократичная форма выражения народовластия;
- это важнейшая завоеванная народом общечеловеческая ценность;
- это наиболее массовая форма выражения общественного мнения;
- это голосование по вопросам общегосударственного значения;
- это эффективный и быстрый способ принятия важных нормативно-правовых актов;
- это значимый инструмент реализации народовластия как основы конституционализма.
Роль референдума как высшего непосредственного выражения воли и власти народа подтверждается императивным характером принимаемых на референдуме решений, которые являются общеобязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении.
В связи с этим порядок реализации референдума регулируется не обычным федеральным законом, а федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
Возможно проведение референдума в РФ на уровне субъектов РФ и на уровне местного самоуправления. Правовое регулирование института референдума в субъектах РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Инициатива проведения референдума может исходить непосредственно от граждан, представительных органов государственной власти, местного самоуправления, выборных должностных лиц.
Основные принципы проведения референдума (ст. 2 ФКЗ «О референдуме РФ»):
- всеобщее равное прямое и свободное волеизъявление граждан Российской Федерации;
- тайное голосование, исключающее возможность какого-либо контроля за волеизъявлением граждан, в том числе наблюдения за заполнением бюллетеня для голосования;
- участие всех граждан РФ без какой-либо дискриминации по полу, расе, национальности и т.д.;
- равные основания, каждый участник обладает равным числом голосов;
- непосредственное голосование за вынесенный на референдум вопрос или против него;
- свободное и добровольное участие в референдуме, без какого-либо принуждения.
В России референдум как самостоятельный конституционно-правовой институт был учрежден лишь в 1936 г. В последующем конституционно-правовое регулирование референдума менялось неоднократно.
Основные референдумы истории России (СССР):
- 17 марта 1991 г. — первый референдум РСФСР проводился одновременно с референдумом СССР по вопросу сохранения СССР и о введении поста Президента РФ.
- 12 декабря 1993 г. — принятие Конституции РФ 1993 г.
- 16 марта 2014 г. — о присоединении Крыма к России (на территории Крыма).
- С 25 июня по 1 июля 2020 г. — о поправках в Конституцию РФ.