Понятие «публичная власть» впервые появилось в Конституции РФ 1993 г. после внесения поправок в 2020 г. (Поправка к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N° 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»).
Публичная власть в теории конституционного права рассматривается предельно широко — как принадлежность всей полноты власти народу, что осуществляется посредством, как государственной власти, так и местного самоуправления.
В организационном аспекте публичная власть — это власть органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в настоящее время образуют единую систему публичной власти (ст. 71, 80, 132 Конституции РФ).
В Федеральном законе «О Государственном Совете Российской Федерации» от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ (ст. 2) впервые дано официальное определение единой системы публичной власти — это федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства.
Содержанием деятельности публичной власти является осуществление публичных функций: обеспечение безопасности, социальных стандартов жизни населения, преемственности и воспроизводства самой публичной власти.
Целью осуществления публичной власти является поддержание общества и государства в состоянии стабильности и равновесия.
Принципы формирования и функционирования публичной власти в Российской Федерации:
- обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- верховенство закона;
- суверенитет и территориальная целостность РФ;
- разделение властей и разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти;
- самостоятельность, гласность, финансовая обеспеченность и др.
По вертикали публичная власть в России осуществляется на 3 уровнях: федеральном уровне, региональном уровне (на уровне субъектов федерации) и местном (муниципальном). Традиционно считается, что федеральный уровень и уровень субъектов РФ составляют подсистему публичной власти — государственную власть. Другая подсистема местного уровня осуществляется одновременно двумя основными субъектами — непосредственно населением и органами местного самоуправления.
По горизонтали публичная власть в России функционирует в соответствии с принципом разделения властей, но не только:
- на федеральном уровне — это центральные органы власти и управления (Президент РФ, Парламент, Правительство, суды и т.д.). В этот же уровень включены такие федеральные органы, как Счётная палата РФ, Центральный Банк РФ, Прокуратура РФ и др., которые не принадлежат ни к одной ветви власти, хотя входят в систему публичной власти;
- на региональном уровне — это высшие органы власти и управления (губернаторы, законодательные собрания, правительства и т.д.). Обратим внимание, что что в данной сфере принят специальный Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»;
- на местном уровне — это представительные органы, главы, местные администрации, контрольно-счетные и иные органы муниципальных образований, а также различные общественные институты, непосредственно осуществляющие властные функции.