Принцип идеологического и политического многообразия

Идеологическое и политическое многообразие — это конституционный принцип, который является неотъемлемым атрибутом демократического режима в РФ (ст. 13 Конституции РФ).

Идеологическое и политическое многообразие выступает важной основой общества и государства и выражается в народовластии, политическом многообразии, светском характере государства, свободе совести и вероисповедания, свободе информации, свободе волеизъявления, свободе мысли и слова.

Под идеологией в целом понимается система политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философских взглядов, идей и теорий. На основе своих убеждений люди могут свободно иметь и высказывать свое мнение, формировать и участвовать в различных общественных объединениях и т.д. В данном случае действует принцип — разрешено все, что не запрещено законом и не нарушает прав и свобод других лиц.

Основные характеристики принципа идеологического и политического многообразия:

  1. Идеологическое многообразие — это возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания, преподавания, отменой цензуры и т.д.

Гарантиями идеологического многообразия высыпают следующие конституционные права:

  • право неприкосновенности частной жизни, право личной и семейной тайны, право защиты своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);
  • право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ);
  • свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ);
  • свобода СМИ (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ);
  • право свободно выражать свои мнения и убеждения (ч. 3 ст. 29 Конституции РФ);
  • право свободного поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ);
  • право личного обращения, направление индивидуальных и коллективных обращений граждан в государственные органы и органы МСУ (ст. 33 Конституции РФ);
  • право на предоставление достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ);
  • свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ);
  • свобода преподавания (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ);
  • право доступа к ценностям культуры (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ);
  • право получения квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ) и др.
  1. Невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной — это необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова.

В истории России была прямо противоположная ситуация. Так, последняя Конституция СССР 1977 г. закрепляла господство марксистско-ленинской идеологии, «идею научного коммунизма», руководящую роль Коммунистической партии Советского Союза. Остальные взгляды объявлялись неправильными, антинародными, а их носители подвергались государственным и политическим репрессиям, вплоть до высылки из страны и лишения советского гражданства.

  1. Принцип политического многообразия (многопартийность) есть свобода образования и деятельности политических партий, выражающих волю населения или отдельных его субъектов, что исключает возможность партийной монополии, ущемление прав других, менее влиятельных, партий. Партии, в отличие от других общественных объединений, обладают самостоятельным конституционным статусом. В одном из решений Конституционный Суд РФ отметил, что с одной стороны, политические партии включены в процесс властных отношений, их деятельность непосредственно связана с организацией и функционированием публичной власти, а с другой стороны, это добровольные общественные объединения в рамках гражданского общества, которые выступают в качестве необходимого института представительной демократии (Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. № 1-П).
  2. Свобода общественных объединений, включая и политические партии, т.е. возможность объединяться по взглядам, идеям, увлечениям. Так, в ст. 30 Конституции РФ указано, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Но в то же время никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
  3. Пределы идеологического и политического многообразия, которые не могут быть безграничны. Например, запрещено создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ). Также запрещена пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

После внесения конституционных поправок 2020 г. вопрос об идеологическом нейтралитете государства несколько пошатнулся: впервые в Конституции РФ были закреплены религиозные ценности и идеалы, вера в Бога как духовно-нравственные основания исторического развития многонационального народа России.

По мнению одних авторов, это нарушает конституционные основы идеологического многообразия, по мнению других — расширяет интерпретацию категорий «идеологический нейтралитет» и «светский характер государства».