Правовой статус Совета министров 1905-1906 гг.

Совет министров (Правительство) Российской империи впервые был создан в 1802 г. В дальнейшем, в ходе Великих реформ Александра II, в 1861 г. был образован Комитет министров. Оба учреждения выполняли лишь совещательные функции при императоре.

В начале XX в. под напором революционного движения император Николай II принимает Манифест от 17 октября 1905 г., а уже 19 октября 1905 г. издается Указ «О мерах к укреплению единства в деятельности Министерств и Главных управлений», который стал непосредственной основой для реформирования Совета министров (Правительства).

Совет министров воссоздавался именно как орган, призванный устранить отсутствие координации в действиях министерств и обеспечить единство деятельности высших органов власти в условиях революционной ситуации. Таким образом, в России впервые появилось постоянное высшее правительственное исполнительное учреждение для «направления и объединения деятельности главных начальников ведомств как по предметам законодательства, так и в государственном управлении» (ст. 1 Указа от 19.10.1905 г).

В соответствии со ст. 3 Указа 19 октября 1905 г. предусматривалось создание поста Председателя Совета министров, который замещался по воле Императора. Председателем Совета министров был назначен С.Ю. Витте.

Полномочия Премьер-министра были существенны:

  • в обязательном порядке самостоятельно формировал состав Правительства и определял взаимоотношения с министрами (ст. 10);
  • имел право требовать от каждого члена Совета «о доставлении необходимых ему сведений и объяснений» (ст. 8);
  • контролировал всеподданнейшие доклады министров, которые министры могли использовать для решения узковедомственных проблем и выстраивания личных отношений с монархом (ст. 17);
  • участвовал по делам всех ведомств в Государственной думе и Государственном совете и заступал каждого из главных начальников ведомств (ст. 6);
  • при отсутствии согласия министров в решении конкретной проблемы мог передавать дело на рассмотрение монарха (ст. 18). Это право противоречило основному духу закона, направленному на создание особого правительства, отдельного от монарха.

В состав обновленного Совета министров также вошли министры и главноуправляющие отдельными частями.

Принятие 23 апреля 1906 г. новой редакции Основных государственных законов Российской империи завершило оформление правового положения Совета министров в системе высших органов Российской империи.

Согласно ст. 123 Гл. XI Основных законов Российской империи «Председатель Совета Министров, министры и главноуправляющие отдельными частями ответствуют перед Государем Императором за общий ход государственного управления. Каждый из них в отдельности ответствует за свои действия и распоряжения».  Таким образом, министры несли персональную, а не солидарную ответственность перед Государем за свою деятельность.

В целом, реформа Совета министров внесла значительные изменения в его компетенцию:

  • Совет министров ведал важными делами, касающимися вопросов внутренней и внешней политики. В частности, все общие меры государственного управления обязательно обсуждались в Совете министров. На данный орган также было возложено решение дел об установлении усиленной и чрезвычайной охраны и текущие административные дела. Исключение составляли вопросы, касающиеся императорского двора, обороны и внешней политики.
  • Совету министров было предоставлено право участия в принятии чрезвычайно-указного законодательства (ст. 87 ОГЗ Российской империи). В некоторых случаях законопроекты в обход Государственной Думы и Государственного Совета поступали на обсуждение Правительства, а сразу после этого на утверждение императора, становясь «высочайшими указами». Такое полномочие Правительства не вызывало одобрения со стороны общества, поскольку наделяло Совет министров правом принимать законы, минуя законодательные органы в период парламентских каникул. Кроме этого, Правительство не несло ответственности перед Думой.
  • На Совет министров возлагалось решение важнейших вопросов финансового характера. Совет министров составлял смету бюджета, обеспечивал исполнение государственного бюджета, утверждаемого Думой. Кроме этого, в соответствии со ст. 13 Указа от 8 марта 1906 г. об утверждении «Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов, а равно о производстве из казны расходов, росписью не предусмотренных» Совет министров наделялся правом открывать министерствам и главным управлениям кредиты, в связи с тем, что «по краткости времени невозможно было утверждение кредита в законодательном порядке».
  • Совет министров решал дела упраздненного Комитета министров, в которые входили вопросы чрезвычайно разнородного направления, а даже «щекотливого свойства», которые в предшествующий период решались коллегиально с целью перенесения ответственности с одного министра на коллегию.

Заседания Совета министров проходили 2-3 раза в неделю в одном из запасных помещений Зимнего дворца на Дворцовой набережной. Председатель Совета мог обратиться с запросами о предоставлении необходимых документов, сведений и объяснений в отдельные ведомства и части управления. Однако, его полномочия были ограничены — он не имел решающего голоса: так, в случае невозможности достичь единогласия по какому-либо обсуждаемому вопросу на заседании Комитета министров, требовалось обращение к Императору.

С.Ю. Витте пробыл на должности Председателя Правительства 6 месяцев, в апреле 1906 г. он подал в отставку, посчитав свою миссию на данном посту выполненной. За свою службу он был награжден орденом Александра Невского и бриллиантами. Его место занял И.Л. Горемыкин (апрель-октябрь 1906 г.), а затем П.А. Столыпин (1906-1911).

Таким образом, проведенная реформа Совета министров приблизила его по правовому статусу к западноевропейским кабинетам министров конституционных государств, превратила Совет министров в постоянно функционирующее высшее правительственное учреждение, призванное обеспечить единство в правительственных действиях.