Надзорное производство в уголовном процессе

 Понятие, сущность, задачи, значение надзорного производства

Надзорное производство – это экстраординарная (исключительная) стадия уголовного процесса, на которой Президиумом Верховного Суда РФ пересматриваются вступившие в силу судебные решения.

Экстраординарной (исключительной) стадия надзора, наряду со стадией возобновления дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, является потому, что пересмотру подлежат только вступившие в силу судебные решения. Как известно, такие решения обладают свойством преюдициальности, т.е. они обязательны для всех (ст. 392 УПК РФ), а само вступившее в силу судебное решение подлежит исполнению. Поэтому для пересмотра таких судебных решений должны быть очень веские основания.

Производство в суде надзорной инстанции регулируется главой 48.1 УПК РФ.

Задачи стадии надзорного производства:

  • проверка законности вынесенных судебных решений;
  • исправление или устранение ошибок, допущенных нижестоящими судами вследствие существенного нарушения норм уголовного или уголовно-процессуального закона;
  • формирование единообразной практики применения закона;
  • обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, интересы которых затронуты неправосудным решением суда.

Решение этих задач осуществляется при изучении и проверке в Верховном суде РФ правосудности вступивших в законную силу судебных решений по доводам надзорной жалобы (надзорного представления), материалам уголовного дела и вновь представленным сторонами материалам.

Надзорное производство осуществляется только Президиумом Верховного Суда РФ (ст. 412.1 УПК РФ), при этом вынесенное им решение окончательно и обжалованию не подлежит (исключение – стадия новых и вновь открывшихся обстоятельств).

В надзорном производстве проверяется только законность вступивших в силу судебных решений, т.е. не допустил ли суд существенных нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона, но не фактическая сторона дела (т.е. факты не исследуются).

  Порядок и сроки обжалования судебных решений в надзорной инстанции

 Субъекты обжалования в надзорном производстве, т.е. кто может подать надзорную жалобу (представление) (ст. 401.2 УПК РФ):

  • осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, частный обвинитель, их законные представители, иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы;

Под иными лицами подразумеваются лица, не признанные в установленном законом порядке теми или иными участниками процесса, но исходя из своего фактического положения нуждающиеся в судебной защите (например, заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела, залогодатель, лицо, на имущество которого наложен арест) (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 19 «О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»).

  • гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители в части, касающейся гражданского иска;
  • Генеральный прокурор РФ и его заместители; прокурор субъекта РФ и его заместители; приравненный к прокурору субъекта РФ военный прокурор и его заместители.

Прокуроры подают надзорные представления, все иные лица – надзорные жалобы.

Надзорные жалобы (представления) подаются непосредственно в Верховный Суд РФ.

Судебные решения, которые можно обжаловать в надзорном производстве (они все должны быть вступившими в законную силу):

  • судебные решения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ;
  • определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке;
  • постановления Президиума Верховного Суда РФ.

Срок, в течение которого судебные решения могут быть обжалованы в порядке надзора, установлен, если решение обжалуется по мотиву ухудшения положения лица, как и при кассации: 1 год со дня вступления обжалуемого решения в законную силу (ч.2 ст. 412.9, 401.6 УПК РФ)

  Порядок и сроки рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

В надзорном производстве, как и в кассации, есть предварительное надзорное производство, в ходе которого специально уполномоченный судья Верховного Суда РФ, рассматривая жалобу (представление) делает вывод о наличии (отсутствии) существенных (фундаментальных) нарушений уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, в связи с чем принимает одно из двух решений:

  • передает надзорную жалобу (представление) в Президиум Верховного Суда РФ для дальнейшего рассмотрения;
  • отказывает в передаче жалобы (представления) в Президиум Верховного Суда РФ. При этом, Председатель Верховного Суда РФ может не согласиться с этим решением и передать надзорную жалобу (представление) на рассмотрение суда (ч. 3 ст. 412.5 УПК РФ).

Надзорные жалоба (представление) рассматриваются Президиумом Верховного Суда РФ в судебном заседании не позднее двух месяцев со дня вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции. О дате, времени и месте заседания извещаются лица, участвующих в деле.

Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель, член Президиума Верховного Суда РФ, которые вынесли постановление о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ, не могут участвовать в рассмотрении данного уголовного дела Президиумом Верховного Суда РФ.

Участие прокурора в судебном заседании надзорной инстанции обязательно.

Президиум Верховного Суда рассматривает дело в составе 13 судей во главе с Председательствующим.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела, которому могут быть заданы вопросы судьями Президиума Верховного Суда РФ.

Если лица, имеющие право участвовать в суде надзорной инстанции, явились в судебное заседание, они вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорные жалобу или представление.

Проверка осуществляется в пределах доводов надзорных жалоб (представлений), однако, Президиум Верховного Суда РФ может выйти за ее пределы и проверить дело в полном объеме (ст. 412.12 УПК РФ).

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум Верховного Суда РФ принимает постановление, которое вступает в законную силу с момента его провозглашения (ст. 412.13 УПК РФ).

Основания для отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора (ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ):

  • существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела;
  • выявление данных, свидетельствующих о несоблюдении лицом условий и невыполнении им обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве.

При рассмотрении надзорных жалобы, представления все вопросы решаются большинством голосов судей. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

Секретарь судебного заседания суда надзорной инстанции или по поручению председательствующего помощник судьи ведет протокол. По содержанию протокола стороны могут принести замечания, которые рассматриваются председательствующим.

Виды итоговых решений надзорной инстанции

По итогам судебного разбирательства в суде надзорной инстанции могут быть приняты следующие решения (ст. 412.14 УПК РФ):

  • 1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения, т.е. если суд не установит «существенных нарушений уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявших на исход дела» (ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ);
  • 2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
  • 3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение по существу. Это означает, что судом установлены существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законодательства, допущенные в стадии назначения заседания суда первой инстанции или судебного разбирательства, и они не устранены ни в апелляции, ни в кассации;
  • 4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение, т.е. нарушение закона было выявлено только в суде апелляционной инстанции;
  • 5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение, т.е. нарушение закона было выявлено только в суде кассационной инстанции;
  • 6) отменить решение суда кассационной инстанции и оставить без изменения либо изменить приговор, определение или постановление суда и (или) последующие судебные решения;
  • 7) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК РФ. Такое происходит в случае, если обнаруживаются существенные нарушения уголовно-процессуального закона в стадии предварительного расследования, и это повлияло на исход всего дела, а устранены они могут только в досудебном производстве;
  • 8) внести изменения в приговор, определение или постановление суда. Такое решение принимается Президиумом Верховного Суда РФ при соблюдении следующего требования: «Поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается» (п. 2 ст. 412.9 УПК РФ);
  • 9) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 412.4 УПК РФ, т.е. в случае, если выясниться, что жалоба (представление) подлежали возвращению.

Понятие «поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается» означает, что Президиум Верховного Суда РФ может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении.

Однако возможны исключения из этого правила, когда искажена сама суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, либо если были выявлены данные, свидетельствующие о несоблюдении лицом условий и невыполнении им обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве (ч. 2 ст. 412.9 УПК РФ). В этом случае суд может ухудшить положение осужденного, в т.ч. пересмотрев оправдательный приговор или постановление суда о прекращении уголовного дела.

Такими нарушениями в судебной практике признаются:

  • нарушение судом правил, при назначении наказания по совокупности приговоров;
  • незаконный состав суда;
  • нарушение тайны совещания судей и др.

В случае возвращения Президиумом Верховного Суда РФ уголовного дела в какую-либо инстанцию, оно рассматривается на общих основаниях по правилам этой инстанции без каких-либо изъятий.

Если Президиум Верховного Суда РФ даст конкретные указания, какие недостатки должны быть устранены нижестоящим судом, то они для него обязательны (ч. 2 и 3 ст. 412.13 УПК РФ).

В то же время, отменяя какое-либо судебное решение, Президиум Верховного Суда РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела (ч.3 ст. 412.12 УПК РФ).