Манифест 17 октября 1905 г.: причины принятия, содержание, значение

Предпосылки принятия Манифеста 17 октября 1905 г.

Манифест 17 октября 1905 г. является важнейшим документом в истории России, который мог бы кардинальным образом изменить ее путь.

Вопрос о том, почему был подписан Манифест 17 октября 1905 г., должен решаться с учетом ряда факторов.

Непосредственной причиной принятия Николаем II Манифеста от 17 октября 1905 г. стала Первая русская революция. В свою очередь, причинами ее возникновения является комплекс проблем политического, экономического, социального и военного характера, которые Россия решала в начале XX века.

Россия тяжело переживала мировой экономический кризис 1900-1903 гг., неудачи в войне с Японией, неурожаи 1901 и 1903 гг. Кроме этого, оставался нерешенным крестьянский вопрос: крестьяне хотели получить землю, которую они так и не получили после отмены крепостного права, поскольку ее нужно было выкупать у помещиков. Было крайне тяжелое положение рабочих в городах, которые требовали справедливого вознаграждения за свой труд. Все это обстоятельства усилили и обострили противоречия, существующие в обществе.

Несмотря на масштабность великих реформ Александра II, проведенных во второй половине XIX в., они никак не затронули власть императора – по-прежнему вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти оставалась в руках одного правителя.

При этом, отметим, что в начале XX века (и весь XIX век) Россия оставалась единственной и последней в христианской Европе абсолютной монархией, поскольку после Французской революции все неограниченные монархии Центральной Европы преобразовались в парламентские. Низшие сословия в этих государствах были освобождены от крепостной зависимости и получили почти те же гражданские права, что имели высшие сословия.

Абсолютная монархия тормозила политическое и экономическое развитие страны, препятствовала общественному и социальному росту.

Так, в начале XX в. Россия и Германия имели общую границу, однако между этими странами лежала пропасть: если Германия тратила на одного жителя 59 руб. бюджета в год, то Россия – только 15, среди новобранцев Первой мировой войны неграмотных немцев было 0,02%, а русских – 61,7%.

При этом, русские цари, в отличие от европейских монархов, например, таких как Мария-Терезия и Фридрих Великий, никогда не заботились о распространении грамотности и здравоохранения среди своих подданных (что пришло в Россию только с появлением земств), а только лишь увеличивали права дворян.

Образованные и интеллигентные сословия в России понимали важность и необходимость принятия Конституции и введения парламента. А после «кровавого воскресенья» 9 января 1905 г. вера в батюшку-царя была растоптана даже у малограмотного населения. Для русского простонародья крики Гапона «Нет у нас больше Бога! Нет у нас Царя!» стали пророческими.

С этого времени в России началась непрекращающаяся волна стачек, демонстраций, забастовок на заводах и в учебных заведениях. С весны 1905 г. начинаются беспорядки в деревне, сжигаются барские усадьбы, оскверняются церкви, в городах бастуют рабочие, на флоте – мятежи. По воспоминаниям современников тех лет, «вся Россия была в огне».

В начале XX века «просыпается» и Русская Православная Церковь, которая взывает к царю о необходимости созыва поместного Собора, не созывавшегося уже 200 лет, хотя по церковным канонам он должен собираться не реже двух раз в год, а также избрание им (а не назначение царем) Патриарха, который отсутствовал в России с 1700 г.

В этот непростой для России период Николаю II неоднократно предлагались проекты конституционных реформ, начиная еще с 1904 г. Умные общественные и государственные деятели остро понимали и чувствовали необходимость проведения реформ, чтобы не допустить русского бунта. Однако царь был непреклонен и советовал не обнадеживаться «бессмысленными мечтаниями» об ограничении своей самодержавной власти.

Только в августе 1905 года Николай II соглашается на введение в России Думы, но в статусе законосовещательного органа (так называемой Булыгинской думы), при чем избирательных прав, по-прежнему, были лишены многие категории населения (например, лица моложе 25 лет, женщины, военнослужащие, находящиеся на действительной службе, учащиеся и т.д.).

Это вызвало новую волну возмущения среди общественности. В этот период даже низшие и плохо образованные слои русского народа стали понимать, что без народоправства, без конституции ни земли, ни справедливого распределения прибылей им не видать.

Во второй декаде октября 1905 г. в России начинается Всероссийская политическая стачка, охватившая более 120 городов и 2 миллиона рабочих и служащих. По всей стране перестают работать железные дороги, городской транспорт, водопровод, освещение, телефонная сеть, бастуют аптеки, почта, типографии, банки. Не работают магазины, предприятия, учреждения.

Жизнь страны парализуется, и власть не может справиться с размахом революционного движения.

Осенью 1905 г., когда революция была в самом разгаре, С.Ю. Витте настойчиво предупреждает императора о надвигающемся русском бунте, «бессмысленном и беспощадном», который «все сметет, все повергнет в прах…ужасы русского бунта могут превзойти все то, что было в истории».

Именно С.Ю.Витте был разработан проект Манифеста, который предусматривал введение полноценного парламента в России с законодательными полномочиями, что, безусловно, ограничивало бы абсолютную власть монарха.

Между тем, исторические материалы свидетельствуют, что царь еще долго колебался в принятии данного документа и до последнего проверял боеготовность своих войск, которые могли бы подавить революционное движение.

Окончательно убедили Николая II в необходимости принятия Манифеста его брат великий князь Николай Николаевич и сам автор законопроекта С.Ю. Витте.

Принятие Манифеста 1705 г. и его содержание

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» был подписан императором Николаем II 17 октября 1905 г.

В его личном дневнике сохранилась запись об этом дне: «Подписал манифест в 5 час. После такого дня голова стала тяжелой, и мысли стали путаться. Господи, помоги нам, усмири Россию…». Сам Николай II всегда считал, что «принял страшное решение», которое может крайне негативно отразиться на судьбе России.

Несмотря на то, что в Манифесте 1705 г. говорилось о даровании императором населению России основных гражданских прав, по сути, Манифест был вырван силой вследствие «неслыханной смуты» и ради «восстановления тишины и мира на родной земле», о чем прямо было указано в самом акте.

Манифест 1905 г. являлся совсем небольшим документом – все его содержание разместилось на одной страничке, однако, сложно переоценить то значение, которое имели содержащиеся в нем положения:

  1. Впервые в истории российского государства монархом даровались всему населению основные гражданские свободы:
  • свобода на личную неприкосновенность,
  • свобода совести,
  • свобода слова,
  • свобода собраний и союзов.
  1. Избирательными правами наделялись «те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав», чтобы предоставить «дальнейшее развитие начала общего избирательного права».
  2. Главная уступка со стороны императора заключалась в обещании учреждения законодательного органа – Государственной думы, без одобрения которой ни один закон не мог вступить в силу.
  3. Был провозглашен принцип ответственности министров перед парламентом за правомерность своих действий: «выборные от народа» получили право участвовать «в надзоре за закономерностью действий постановленных от Нас властей».

Текст Манифеста 17 октября 1905 г.:

манифест 17 октября 1905 г.

С юридической точки зрения, Манифест 17 октября 1905 г. не содержал законодательных норм, поскольку в нем только предусматривалась необходимость принятия законов, в которых были бы реализованы провозглашенные принципы. Это произошло после принятия Основных государственных законов 23 апреля 1906 г., когда положения Манифеста стали юридически значимыми.

Таким образом, несмотря на принятие Манифеста 17 октября 1905 г., власть русского императора оставалась неограниченной как de jure, так и de fakto.

Провозглашенные в Манифесте основные гражданские свободы, в строгом смысле, являлись политическими свободами. Не было упомянуто о таких важнейших правах, как право на свободу мысли, а также равенство всех перед законом.

Последствия и значение принятия Манифеста 17 октября 1905 г.

  1. Впервые, со времен Земских соборов XVI-XVII вв., объявлялось о необходимости создания Государственной думыобщегосударственного представительного органа с законодательными, а не законосовещательными полномочиями.
  2. Издание Манифеста 17 октября 1905 г. существенно повлияло на рост числа политических партий в России. Историками отмечается, что до 1905 г. в России было несколько партий террористической и промонархической направленности, которые не оказывали существенного влияния на политическую жизнь страны.

После издания Манифеста в 1906 г. в стране действовало уже более 50 партий, а в 1917 г. их будет уже более 100, при этом половина из них – крупные политические партии.

Например, именно после принятия Манифеста образовалась партия «Союз 17 октября (октябристы)» во главе с представителем старинной купеческой фамилии А.И. Гучковым. Эта партия была правым флангом российского либерализма, в нее вошли представители крупной буржуазии, тесно связанной с государственной бюрократией. Те уступки, которые были обещаны Манифестом 17 октября, вполне удовлетворяли ее членов.

Также была образована Конституционно-демократическая партия (кадеты), которая включала союзы земцев и интеллигенцию. Это была либеральная партия, заявляющая о своем внеклассовом характере, которая пыталась найти компромиссные решения проблем государства.

  1. Манифест от 17 октября 1905 г. стал первым документом всесословного характера, провозгласившим основные политические права и свободы для всех российских подданных вне зависимости от их социального положения. Именно с момента принятия Манифеста 17 октября 1905 г. можно говорить о возникновении прав человека и гражданина в России.
  2. Манифест 1905 г. имел огромное правообразующее значение. Все последующее конституционное законодательство России главным образом обязано своим развитием данному документу.

Не будучи законом в классическом смысле, он имел поистине революционное значение, поскольку впервые за 200 лет абсолютной монархии в России в нем декларировалась эволюционная смена формы правления Российского государства от абсолютной к конституционной монархии.

Манифест 17 октября 1905 г. задал вектор движения к правовому государству в России.

 Можно ли считать Манифест 17 октября 1905 г. Конституцией?

Среди ученых-правоведов до сих пор ведутся дискуссии о том, можно ли считать Манифест 17 октября 1905 г. Конституцией?

Это вопрос был предметом споров и среди юристов того далекого времени начала XX века, когда данный документ был непосредственно принят. Одни ученые считали и считают Манифест Конституцией, другие – нет.

Одним из аргументов непризнания данного акта Конституцией – это его небольшой объем. Между тем, как отмечал современник Николая II правовед В.М. Гессен, даже если бы все содержание Манифеста 17 октября 1905 г. исчерпывалось лишь одним п. 3 о необходимости создания Государственной думы, то это уже позволят признать, что в России есть Конституция.

Еще одним аргументом отрицания за Манифестом конституционного характера – это принятие его не на демократических началах, т.е. непосредственно народом или его выборными представителями (Парламентом или Конституционным (Учредительным) собранием). Однако в данном случае следует заметить, что в государствоведении существует понятие октроированной Конституции, т.е. дарованной монархом.

Сам автор составления Манифеста 17 октября 1905 г. С.Ю. Витте считал его Конституцией.

Однако, несмотря на все вышеизложенное и даже учитывая то революционное значение, какое имел Манифест 17 октября 1905 г. для своего времени, признать его Конституцией с правовой точки зрения невозможно.

Дело в том, что в данном документе император официально провозглашал права российских подданных и начало построения конституционного строя, однако не гарантировал их реального осуществления. В Манифесте от 17 октября 1905 г. лишь провозглашалась идея создания Государственной думы со всей полнотой законодательной власти: «… мы постановляем впредь общим правилом, что со времени созыва Государственного Совета и Государственной Думы закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы».

Таким образом, Манифест сам по себе непосредственно не создал перехода от самодержавия к ограниченной монархии, но задал вектор его перехода, который находился в зависимости от созыва или несозыва Государственной думы.

Вместе с тем, по мнению правоведов, Манифест создал не только моральную обязанность верховной власти осуществить реформу, но и правовую норму, обязывающую власть осуществить реформу.

Таким образом, по своим юридическим характеристикам и содержанию Манифест 17 октября 1905 г. не был конституцией и конституционным законом, а больше походил под статус Конституционной хартии, в которой декларировались основные права человека и участие населения в законотворчестве.