Правовой режим «внутренних вод» урегулирован в ст. 8 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. – это внутренние воды государства, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря. На эти пространства прибрежные государства распространяют всю полноту своего суверенитета.
В Дании правовой статус внутренних вод устанавливается различными правовым актами, при этом, как правило, правовое регулирование данного вопроса затрагивает и сферу правового статуса территориального моря. Традиционно к внутренним водам Дании (о. Гренландии) отнесены гавани, заливы, рейды, проходы, фьорды и др., которые расположены внутри отсчета прямых исходных линий, которые, в свою очередь, служат для отсчета границ территориального моря.
В Канаде правовой статус внутренних вод регулируется преимущественно на уровне основополагающего Закона об океанах 1996 г. Так, в ст. 6 части I «Морские зоны Канады» данного акта указано, что внутренние воды Канады состоят из вод, расположенных на обращенной к суше стороне исходных линий территориального канадского моря. Внутренние воды Канады, наряду с территориальным морем, провозглашены частью Канады (ст. 7).
Важное значение для характеристики внутренних вод Канады имеет Декрет о морских территориальных географических координатах 1985 г. В данном документе с юридической точки зрения речь идет о «Районе 7» («Area 7»), который «оконтурен» вдоль арктического побережья только прямыми исходными линиями. На основании этого, состав внутренних вод Канады включает не только районы Северо-Западного прохода («North-Western Passages»), но и смежные с Данией (о. Гренландия) морские районы – в море Линкольна и море Баффина (до соответствующей линии разграничения). Согласно официальной точке зрения представителей канадского руководства, Декрет 1985 г. подтверждает, что предусмотренные им «исходные линии устанавливают внешний предел исторических вод Канады».
Географический сосед Канады в Арктике – США – не согласились с подобными территориальными притязаниями Канады, направив 26 февраля 1986 г. ноту протеста, в которой указали, что эти действия не имеют под собой международно-правового обоснования, противоречат внутреннему законодательству (Закону Канады о территориальном море и рыбоохранной зоне) и существенно ограничивают международное судоходство по Северо-Западному проходу. Также Канаде была направлена нота Европейского союза от 9 июля 1986 г. по поводу отнесения ей вод Канадского архипелага к своим внутренним водам. До настоящего времени данная ситуация считается неразрешенной, хотя несколько смягчена принятым в 1998 г. Соглашением между Правительством Канады и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в Арктике.
В Норвегии соответствии с Королевским указом от 31 мая 1963 г. «О суверенитете Норвегии над морским дном и недрами за пределами Норвежского побережья» морское дно и недра в подводных районах за пределами побережья Королевства Норвегия находятся под ее суверенитетом. На этих территориях Норвегия осуществляет эксплуатацию и разведку природных ресурсов, насколько глубина прилегающих вод допускает такие действия, как в пределах, так и за пределами морских границ, применимых в иных случаях, но не за пределами срединной линии по отношению к другим государствам. Кроме этого, приняты Правила, касающиеся иностранных морских научных исследований во внутренних водах Норвегии, территориальном море и экономической зоне, а также континентальном шельфе (Указ наследного принца-регента от 30 марта 2001 года). Такие исследования проводятся только с предварительного разрешения норвежских властей и направлены на содействие развитию и проведению морских научных исследований в соответствии с целями расширения научных знаний о морской среде.
Норвегия уже давно проводит достаточно смелую, по словам исследователей, арктическую территориальную политику. Так, еще в 30-х гг. XX века благодаря определению территориальной ширины с помощью прямых исходных линий, данная страна включила в состав своих границ обширные морские пространства внутренних вод. Такая правовая политика получила дальнейшее развитие, а в современный период и нормативное оформление с принятием Королевского декрета от 14 июня 2002 г., в котором определяются координаты прямых исходных линий вдоль материкового побережья Норвегии.
В Российской Федерации внутренние воды как часть суверенной территории государства охраняются на конституционном уровне (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).
В Федеральном законе «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» в ч. 1 ст. 1 воспроизведена практически дословная формулировка понятия внутренних вод, содержащаяся в Конвенции ООН 1982 г.
В соответствии с национальным законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ) к внутренним морским водам Российской Федерации отнесены воды:
- 1) портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
- 2) заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;
- 3) заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».
В отношении морского порта прибрежное государство имеет исключительную компетенцию по установлению правового режима. Российская Федерация вправе самостоятельно устанавливать закрытость или открытость портов, условия вхождения в них иностранных судов, применяемые к ним режимы (национальный, наибольшего благоприятствования) и т.д. В то же время, при регулировании данного вопроса нужно учитывать нормы международного права.
Еще одним видом внутренних вод Российской Федерации являются заливы с шириной входа не более 24 морских миль. Согласно положениям Конвенции 1982 г. под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере – в соотношении к ширине входа в него – что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается заливом, если площадь его меньше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.
Особое положение имеют внутренние воды, ширина входа в залив которых превышает 24 морские мили. В этом случае линия указанной длины проводится внутри таким образом, чтобы ею было отграничено возможно большее водное пространство. К данным водам относятся так называемые исторические воды, включая «исторические» заливы.
Следует отметить, что в международных Конвенциях по морскому праву отсутствуют особенности правового регулирования «исторических вод». Лишь в п. 6 ст. 10 Конвенции 1982 года и п. 6 ст. 7 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года содержится фрагментарное указание о том, что особенности правового режима заливов не распространяются на так называемые «исторические заливы». Исходя из своего названия, очевидно, что эти территории длительное время находились под суверенитетом прибрежного государства, в том числе, исходя из экономических и военно-стратегических интересов, и это молчаливо признавалось другими государствами. Именно эти признаки «исторических вод» выделяются и в доктрине.
Применительно к Северному Ледовитому океану «историческими водами» Канады считаются Гудзонов залив, для Норвегии – залив Варангер-фьорд. В России еще со времен Советского Союза к внутренним «историческим» водам отнесены проливы Карские ворота, Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева и Санникова, которые, в свою очередь, входят в акваторию Северного морского пути (ст. 5.1.Кодекса торгового мореплавания от 30.04.1999 № 81-ФЗ). При этом, статус самого Северного морского пути (СМП) имеет сложную правовую природу, поскольку включает в себя водные пространства и внутренних вод, и территориального моря, и исключительную экономическую зону.
Таким образом, поскольку внутренние морские воды являются частью государственной территории прибрежного государства, следовательно, их правовой режим устанавливается по общему правилу самим государством, но поскольку в некоторых случаях (например, при согласования границ с соседним государством) требуется обращение к международным нормам, то частично этот режим регламентируется международным правом».