В международном праве фигурирует несколько различных территорий морских государств, обладающих различным правовым режимом, например, «внутренние воды», «территориальное море», «исключительная экономическая зона».
Дефиниция понятия «внутренние воды» содержится в ст. 8 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., — это внутренние воды государства, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря. На эти пространства прибрежные государства распространяют всю полноту своего суверенитета.
В Российской Федерации внутренние воды как часть суверенной территории государства охраняются на конституционном уровне (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).
Если обратиться к Федеральному закону от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», то в нем в ч. 1 ст. 1 воспроизведена практически дословная формулировка понятия внутренних вод, содержащаяся в Конвенции ООН 1982 г.
Однако необходимо обратить внимание, что в отличие от Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. российский законодатель идентичную формулировку применяет к «внутренним морским водам», хотя внутренние воды не исчерпываются только морскими районами, а могут находиться и в пределах сухопутной территории.
В юридической литературе на это противоречие обращается внимание, подчеркиваются существенные различия между данными понятия, в связи с чем в целях избежания путаницы предлагается именовать внутренние воды в пределах сухопутных территорий как «внутриконтинентальные воды». В финской правовой науке также обращено внимание на данный вопрос, вследствие чего предложено разграничивать понятие «internal» — для морских районов и понятие «inland» — для обозначения вод в сухопутных районах.
Таким образом, внутренние воды могут быть как на сухопутной территории (т.е. быть относительно закрытыми), так и на морской территории государства (т.е. иметь непосредственный выход к морю).
В соответствии с национальным законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ) к внутренним морским водам Российской Федерации отнесены воды:
- портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
- заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;
- заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».
В отношении морского порта прибрежное государство имеет исключительную компетенцию по установлению правового режима. Российская Федерация вправе самостоятельно устанавливать закрытость или открытость портов, условия вхождения в них иностранных судов, применяемые к ним режимы (национальный, наибольшего благоприятствования) и т.д. В то же время, при регулировании данного вопроса нужно учитывать нормы международного права (например, Конвенцию по облегчению международного морского судоходства 1965 г., Международные санитарные правила 1969 г. и др.).
Еще одним видом внутренних вод Российской Федерации являются заливы с шириной входа не более 24 морских миль.
Согласно положениям Конвенции 1982 г. под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере — в соотношении к ширине входа в него — что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается заливом, если площадь его меньше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.
Особое положение имеют внутренние воды, ширина входа в залив которых превышает 24 морские мили. В этом случае линия указанной длины проводится внутри таким образом, чтобы ею было отграничено возможно большее водное пространство. К данным водам относятся так называемые исторические воды, включая «исторические» заливы.
Следует отметить, что в международных Конвенциях по морскому праву отсутствуют особенности правового регулирования «исторических вод». Лишь в п. 6 ст. 10 Конвенции 1982 года и п. 6 ст. 7 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года содержится фрагментарное указание о том, что особенности правового режима заливов не распространяются на так называемые «исторические заливы».
Исходя из своего названия, очевидно, что эти территории длительное время находились под суверенитетом прибрежного государства, в том числе, исходя из экономических и военно-стратегических интересов, и это молчаливо признавалось другими государствами. Именно эти признаки «исторических вод» выделяются и в доктрине.
Таким образом, исторические воды — это внутренние морские воды государства, в которых действует национальное законодательство и другие государства не могут вмешиваться в национальную юрисдикцию прибрежного государства.
При этом, следует учитывать, что прибрежному государству недостаточно закрепить в своем национальном законодательстве правовой статус вод как «исторических», поскольку это требует одобрения со стороны других государств, выраженных в молчаливом согласии или официальных заявлениях, не исключена возможность заключения международных соглашений относительно определения правового статуса рассматриваемых водных пространств.
Например, применительно к Северному Ледовитому океану «историческими водами» Канады считаются Гудзонов залив, для Норвегии – залив Варангер-фьорд. В России еще со времен Советского Союза к внутренним «историческим» водам отнесены проливы Карские ворота, Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева и Санникова, которые, в свою очередь, входят в акваторию Северного морского пути (ст. 5.1 Кодекса торгового мореплавания от 30.04.1999 № 81-ФЗ). При этом, статус самого Северного морского пути (СМП) имеет сложную правовую природу, поскольку включает в себя водные пространства и внутренних вод, и территориального моря, и исключительную экономическую зону.
Таким образом, поскольку внутренние морские воды являются частью государственной территории прибрежного государства, следовательно, их правовой режим устанавливается по общему правилу самим государством, но поскольку в некоторых случаях (например, при согласовании границ с соседним государством) требуется обращение к международным нормам, то следует отметить, что частично этот режим регламентируется международным правом.
В качестве недостатка действующего российского законодательства отметим неудачное определение понятия «внутренние воды», которое существенно ограничивает содержание данного понятия, поскольку российский законодатель исходит из понимания данных вод применительно только к морским водам, между тем, внутренние воды могут находиться и в пределах сухопутной территории.