Советское государство отрицало идею разделения властей, разработанную в трудах Джона Локка и Шарля Монтескье.
Отрицание обосновывалось научным историко-материалистическим подходом К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, которые, с позиции социально-классового подхода, видели в этой концепции компромисс между буржуазией и лишившейся монополии власти феодальной аристократией. По мнению теоретиков марксизма, разделение властей «есть не что иное, как прозаическое деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля».
Поэтому теория и практика советского государства, отвергая принцип разделения властей, строилась на ином принципе единства власти как выражения полновластия трудящихся. Нужно отметить, что идеи концентрации и единства власти и отрицания принципа разделения властей обосновывалось не менее блестящими учеными, чем Дж. Локк и Ш. Монтескье. Например, такие идеи можно встретить в трудах Макиавелли, Руссо, Вольтера, Дидро, Робеспьера, А.И. Герцена. В дореволюционной России многие государствоведы, например, такие, как В.М. Гессен, С. А. Корф, Н. И. Лазаревский, Г.Ф. Шершеневич, и др. полагали идеи Монтескье теоретически ошибочными и нереализуемыми на практике.
Критика идеи разделения властей не была беспочвенной. Действительно, эта система не считается идеальной, что находит подтверждение в современной время, поскольку при ней происходит снижение значения законодательной власти и значительное усиление власти исполнительной. То есть, по сути, власть концентрируется в руках многочисленной и привилегированной армии чиновников, которые имеют непосредственные рычаги управления, принудительные механизмы и материальные ресурсы. Парламент лишен полноценного контроля за деятельностью исполнительной власти, при этом, реализация принимаемых им законов также зависит от исполнительных органов. Помимо этого, происходит все больший разрыв, отчуждение привилегированной касты чиновников от народа, который формально является единственным источником власти в государстве.
В модели советского государства вся власть находится в распоряжении советов (коммуны), которые являются представителями пролетариата, трудового крестьянства и солдат. Это помогает государству бороться с внутренними и внешними врагами.
Свои идеи советского государства теоретики черпали из опыта Парижской коммуны 1871 г. (К. Маркс) и русских революций 1905 г. и 1917 г. (В.И. Ленин).
В.И. Ленин считал, что только демократия правящего собрания способствует государственному планомерному управлению национализированной экономикой и социальной сферой. В советской республике все должностные лица должны были служить интересам народа, чему способствует их открытое избрание, ответственность и сменяемость. Также крайне важны тесные контакты с массами и народный контроль избранных в органы власти. По мнению В.И. Ленина, советская республика должна соединять «в лице выборных представителей народа и законодательную функцию, и исполнение законов», то есть фактически это отрицание принципа разделения властей.
Советский конституционализм считал основной формой государственной власти СССР — советы народных депутатов, что, по сути, означало верховенство законодательного собрания. Например, в Конституции СССР 1977 г. (ст. 89) советы составляли политическую основу союзного государства. Высшим органом государственной власти был Верховный Совет СССР. Он состоял из двух палат, осуществлял законодательную власть, формировал высший исполнительный орган власти — Совет Министров, который «ответственен и подотчетен Верховному Совету» (ст. 131).
Однако, за демократическим фасадом советской системы господствующее положение занимала коммунистическая партократия, представленная своими высшими органами — Центральным Комитетом и Политбюро. Конституция СССР 1977 г. (ст. 6) подтверждала монополию КПСС на власть, которая всегда существовала в советском государстве.
Конституционное государственное устройство СССР соответствовало главному критерию федерации — разделению полномочий между союзом и республиками.
Приоритет полномочий союза над республиками выражался в:
- конституционном определении основ государственного строя на всей территории союза;
- преобладании союзного права над правом республики;
- возможности расширять союзную законодательную власть за счет ограничения этой власти республик.
Во всех советских конституциях (1918, 1924, 1936, 1977 гг.) устанавливалось представительство республик в центральных союзных органах и определялись правомочия субъектов федерации в управлении экономикой, бюджетной системе, судопроизводстве и в сферах социокультурной жизни.
Централизация Советского Союза поддерживалась тремя структурами:
- КПСС, которая определяла программу развития общества, кадровую политику и контролировала все субординированные государственные органы, важнейшие политические сферы и особенно суверенитет СССР;
- административно-командной системой управления экономикой через планирование социально-экономического развития страны и контроль хозяйственной деятельности в соответствии с директивами политических лидеров;
- прокуратурой, которая обеспечивала надзор за социалистической законностью.
Советский конституционализм не предполагал права налагать вето на законодательные акты и досрочный роспуск парламента. Судебный контроль за законами также не допускался, и судьи не могли, например, контролировать соответствие законодательства субъектов федерации федеральной конституции.
Таким образом, в советский период принцип разделения властей отвергался, вследствие чего тесно связанные с ним принципы конституционной демократии о порядке взаимоотношений законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти не признавались доктриной и практикой советского строительства. Советское государствоведение основывалось на концепции единства государственной власти, которая противопоставлялась доктрине и практике разделения властей. В советском государстве господствовало мнение о ненужности политической ответственности правительства, административной юстиции и других механизмов, которые бы сдерживали деятельность должностных лиц и обязывали бы их действовать исключительно на основе законности.