Педагогическая герменевтика как область научных знаний получила самостоятельное развитие, выделившись в рамках общей философской герменевтики.
Действительно, герменевтический метод в современное время оказался востребован во многих областях научного знания, поскольку предоставляет возможности личности к постоянному процессу самопознания и самосовершенствования. И не удивительно, что герменевтический подход оказался крайне востребован в областях изучения человеческой личности, в частности, в психологии и педагогике.
По мнению В.А. Кучера, педагогическая герменевтика — это наука, изучающая проблему понимания, истолкования и выявления глубинных смыслов в образовательной деятельности в целом, и в воспитательной практике, в частности. Ф.А. Закирова дает краткое определение данному понятию — «как теория и практика, наука и искусство понимания и интерпретации педагогического знания».
Однако, наиболее полное сущностное определение данной науки разработано Н.В. Сердюк, которая рассматривает педагогическую герменевтику как теорию и практику понимания и интерпретации педагогических знаний и педагогических феноменов, зафиксированных и отраженных в различного рода текстах и профессиональных ситуациях, могущими быть прочитанными как текст, и отражающих представление о социально-педагогической реальности, в целях наиболее полного и глубокого осмысления этих знаний и феноменов для совершенствования управленческой деятельности, с учетом профессиональных традиций и профессионально-педагогического опыта.
Отметим, что в советский период развития герменевтика как научное направление была полностью дискредитирована, поскольку атеистическое государство по идеологическим соображениям отвергало направление, занимающееся толкованием библейских и религиозных текстов.
Основные концепции педагогической герменевтики представлены в трудах В. Дильтея, Х-Г. Гадамера и П. Рикера. Свои педагогические взгляды В. Дильтей изложил в концепции развития личности. В. Дильтей отмечал необходимость и важность постоянного социального обновления общества. Однако, этого можно достигнуть, только если молодое поклонение будет лучше и прогрессивнее старшего. Старшее поклонение передает свой опыт и знания, а молодое, интерпретируя его, исходя из текущего исторического времени, получает новое знание. Этот процесс имеет непреднамеренный характер, но именно образование и воспитание должны сделать его обдуманной деятельностью.
Х-Г. Гадамер полагал, что роль образования заключается в преобразовании природных задатков и возможностей человека, что, в конечном счете, делает человек делает себя духовным. Герменевтика в образовании помогает человеку находить общее с Другим, узнавать себя в инобытии.
Схожие высказывания о достижении общего чувства в процессе образовательной деятельности можно найти у П. Рикера, Э. Мунье, М. Хайдеггера, С. Кьеркегора и др. Так, П. Рикер рассматривал основную задачу педагогики как науки об общественной жизни, «пробудить человека», воспитать в нем свободную и творческую личность. По мнению П. Рикера, в текстах есть смысл, поскольку в них отражена человеческая жизнь; в свою очередь, жизнь обретает смысл, т.к. репрезентируется в письменных текстах. По мнению автора, герменевтика — это наука, интерпретирующая знаки, символы и тексты, которые связывают человека с природным и социальным окружением. «Задача герменевтики, — указывает он, — показать, что существование достигает слова, смысла, рефлексии лишь путем непрерывной интерпретации всех значений, которые рождаются в мире культуры».
П. Рикер, в отличие от М. Хайдеггера, обозначившего «короткий путь», полагал, что герменевтика должна проделать «длинный / окольный путь», который он называл «ритмом его философского дыхания», от рефлексии к онтологии. Традиционное предубеждение герменевтической философии «объяснения» к герменевтической философии «понимания», содержащееся в трудах Ф. Шлейермахера и В. Дильтя, было окончательно элиминировано П. Рикером, который восстановил баланс между этими двумя познавательными операциями.
Таким образом, несмотря на то, что педагогическая герменевтика в настоящее время признана самостоятельным научным направлением, однако, она, как и другие научные области, черпает основы научного знания из философской герменевтики, специфика и уникальность которой в том, что она занимается не конкретным подходом к смыслу, а природой смысла, понимания или интерпретации.
Ц.А. Калманова отмечает, что философская сущность герменевтики как методологии «наук о духе», определяют педагогическую составляющую герменевтики, направленную на понимание, постижение смысла.
Н. Смит, в частности, отмечает, что философская герменевтика как инструмент исследования, предоставляет ценные возможности для теоретиков и практиков образования. Автор утверждает, что мы живем в мире взаимно влияющих сущностей, где наши действия оказывают влияние на тех, с кем мы вступаем в контакт, и, наоборот, где на нас также влияют их действия. При этом, герменевтика не только изучает это взаимное влияние, но и включает в себя принятие особого рода ответственности за себя как неотъемлемой части интерпретации других вещей и людей. Это дает возможность самопониманию измениться по мере того, как станет очевидно, что собственные интерпретации нуждаются в пересмотре.
Актуальной современной тенденцией развития педагогической науки является возникновение и развитие такого понятия, как «герменевтическая феноменология», которое представляет собой симбиоз герменевтического и феноменологического направлений. Феноменология рассматривает опыт не только в прошедшем времени, как нечто пройденное и освоенное, но и в настоящем времени, что происходит ежеминутно и ежесекундно. При этом, любое изменение состояния субъекта требует принятия и осмысления, что невозможно без интерпретации, т.е. без применения герменевтического подхода. Герменевтическая феноменология и есть изучение опыта вместе с тем, что этот опыт означает для человека.
Таким образом, герменевтический подход как метод интерпретации в педагогике — это инструментарий к получению нового знания, его осознания, понимания смыслов и построения собственных ценностных ориентиров для участников педагогического процесса.