Важным моментом в процедуре обращения взыскания на имущество должника является оценка этого имущества. В большинстве случаев судебный пристав самостоятельно оценивает имущество, определяя его «рыночную стоимость», если она не превышает 30 тысяч рублей.
В некоторых случаях судебный пристав-исполнитель обязан привлечь для оценки имущества профессионального оценщика, который руководствуется нормами Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Так, в обязательном порядке, согласно ст. 85 Закона «Об исполнительном производстве», оценщик привлекается для оценки:
- недвижимого имущества;
- имущественных прав;
- изделий из драгоценных металлов и камней (за исключением драгоценных металлов, находящихся на счетах или во вкладах в банках);
- ценных бумаг; коллекционных предметов и предметов, имеющих художественную ценность;
- вещей, стоимость которых может превышать 30 тыс. руб.
Стороны исполнительного производства на стадии предварительной оценки (при вынесении акта описи (ареста) имущества) заявить о несогласии с произведенной судебным приставом-исполнителем предварительной оценкой и вправе:
- заявить ходатайство о привлечении специалиста-оценщика,
- оспорить в вышестоящий орган или в суд постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества.
Важно помнить, что расходы, связанные с участием оценщика, несет лицо, инициировавшее его привлечение.
Обратим внимание, что при оценке имущества должника судебный пристав и профессиональный оценщик используют разную терминологию: в ч. 2 ст. 3 Закона об оценочной деятельности используется термин «рыночная стоимость», а в ч. 1 ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве» – «рыночная цена», хотя речь идет об одном и тоже оцениваемом предмете. Представляется, что судебный пристав оценивает имущество должника по так называемой ликвидной оценке, что, безусловно, не тождественно его рыночной стоимости.
Поскольку нормы Закона об исполнительном производстве устанавливают ограниченные сроки реализации имущества (сроки экспозиции), то рыночная стоимость реализуемого имущества соответственно также снижается по мере времени реализации – вплоть до 25%.
Так, если имущество должника не было реализовано в течение 1 месяца со дня передачи на реализацию, то его цена снижается на 15%, о чем пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление (п. 10 ст. 87 Закона № 229-ФЗ).
Если после снижения цены оно снова не было реализовано в течение 1 месяца, то такое имущество предлагается взыскателю, но его стоимость (оценка) снижается на 25% от первоначальной оценки.
Если взыскатель отказывается, то такое имущество передается должнику.
С оценкой имущества в рамках исполнительного производства связан и ряд иных проблем.
Во-первых, судебный пристав-исполнитель, как лицо, не обладающее специальными познаниями, может ошибиться в оценке имущества уже на этапе определения его вида. Например, если речь идет об оценке имущества, представляющего некую художественную, историческую или иную ценность, о которой судебный пристав не имеет никакого представления. Ситуация углубляется, если и сам должник не имеет представления о том, насколько ценно его имущество в этом отношении. Поэтому не исключена ситуация, когда судебный пристав, оценивая неизвестную картину великого художника, имеющую стоимость миллионы рублей, определяет ее стоимость в 500 руб., как обычный предмет интерьера.
Следовательно, судебный пристав должен четко выделять предметы «особой» категории ценности, обладать хотя бы начальными специальными познаниями в сфере культуры и искусства, чтобы своевременно передать имущество на оценку.
Во-вторых, как указано в законе, судебный пристав-исполнитель вправе самостоятельно производить оценку имущества, если его стоимость не превышает 30 тыс. руб. Однако, это положение закона также влечет проблемы, поскольку данный «денежный рубеж» устанавливается самим судебным приставом. Есть много видов имущества, оценить которое на практике бывает достаточно сложно. Например, это относится к домашнему скоту, различному инвентарю для разнообразных видов спортивной и профессиональной деятельности, индивидуально изготовленных вещей и т.д. Кроме этого, цена даже на новые вещи в различных магазинах может значительно отличаться. Проблема усугубляется, если имущество имеет сильную степень износа. Таким образом, судебный пристав-исполнитель должен ориентироваться в среднерыночных ценах огромного количества вещей разного назначения, что существенно затрудняет его работу.
Недостоверная, «примерная», субъективная оценка имущества судебным приставом может ущемлять права, как взыскателя, так и должника. Например, при завышении стоимости имущества, как правило, ущемляются интересы взыскателя, поскольку неликвидное имущество не будет реализовано, а если не будет реализовано вообще, то может быть передано взыскателю в счет погашения задолженности. Занизив цену объекта имущества, судебный пристав-исполнитель ущемляет, в первую очередь, права должника, так как ликвидное имущество может быть реализовано по бросовой цене, период возврата задолженности увеличивается, а в ряде случаев требуется взыскание других объектов имущества.
Безусловно, в действующем законодательстве об исполнительном производстве содержатся нормы, предоставляющие право сторонам не согласиться с произведенной оценкой судебного пристава-исполнителя и оспорить эти результаты. Однако, в данном случае заинтересованная сторона должна обратиться к услугам профессионального оценщика для объективной оценки имущества, однако, его услуги стоят недешево. Поэтому данный вопрос может стать проблемой, в первую очередь, для должника.
В то же время, если оценка имущества произведена профессиональным оценщиком, то она становится обязательной для судебного пристава-исполнителя, который в течение 3 дней со дня получения его отчета выносит постановление о принятии результатов оценки.
Стороны исполнительного производства (взыскатель и должник) не лишены оспорить в суде в срок 10 дней:
- постановление судебного пристава-исполнителя о принятии результатов оценки, произведенной профессиональным оценщиком (в порядке главы 22 КАС РФ и главы 24 АПК РФ), либо
- оспорить стоимость объекта оценки оценщика в отчете в исковом порядке.
Оценщик привлекается к процессу как заинтересованная сторона (КАС РФ, АПК РФ), либо как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора (ГПК РФ) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).