«Скандинавский парламентаризм» является одной из особенностей функционирования эффективной «Скандинавской модели» государственного управления, которая в настоящее время во всем мире признается в качестве эталонной.
В основе всех конституций Скандинавских стран заложен институт представительной демократии, в соответствии с которым государственная власть непосредственно исходит от народа.
Государственный строй стран Скандинавии – это представительная парламентская система с опорой на коммунальное самоуправление.
По мнению шведского ученого фон Сюдов, основной чертой скандинавского парламентаризма является то, что именно парламенту принадлежит «высшая (центральная) власть … в политической системе».
Скандинавский парламентаризм является характерной чертой системы государственного управления в странах Северной Европы, который рассматривается в качестве условия функционирования административной системы.
Зарождение скандинавского парламентаризма началось в конце XIX в. и продолжается до настоящего времени. Для данной модели управления характерны следующие особенности:
1. Все Конституции стран Скандинавии установили в системе государственного управления однопалатные парламенты, которые наделены, как правило, существенными полномочиями.
Наиболее выражено верховенство законодательной власти в Швеции и Дании. В этих странах Фолькетинг в Дании (ландстинг – верхняя палата был ликвидирован в середине 50-х годов XX в.) и Риксдаг в Швеции наделены значительными полномочиями в государственном управлении.
Парламент в Исландии — Альтинг – это орган, представляющий национальные интересы. Конституция Исландии 1944 г. закрепила верховенство парламента в системе государственной власти, придав ему неограниченные законодательные функции, а также наделив его компетенцией в финансовой сфере, установила контрольные полномочия Альтинга за исполнительной властью.
В Норвегии Стортинг играет чуть меньшую роль.
Высший законодательный орган Финляндии – Эдускунте – представляет собой простую однопалатную парламентскую структуру, наделенную схожими полномочиями.
2. Еще одной особенностью стран Северной Европы является сохранение лидирующих позиций социал-демократических партий при относительной слабости правых партий.
Эти партии пришли к власти в период Великой депрессии, поскольку имели развернутые антикризисные программы. В их основе лежала концепция государственного вмешательства в рыночную экономику. Предлагались и политические изменения, касающиеся формы управления.
В результате этих преобразований были выработаны национальные классовые компромиссы между промышленными и сельскохозяйственными интересами, а также между трудом и капиталом посредством участия крупных профсоюзных федераций и ассоциаций работодателей.
Социал-демократы при опоре на массового избирателя оказались не только в составе правительств, но и сформировали однопартийные кабинеты.
Например, в Швеции социал-демократическая партия находится у власти с 1932 г. с очень небольшими перерывами. Однако, следует отметить, что на последних выборах в 2018 г. социал-демократы в Швеции набрали всего лишь 28% голосов, что является худшим результатом за более чем сто лет. При этом, заметно усилились позиции демократов, получивших 17,5% голосов, что является самым высоким показателем за всю историю.
3. Особое положение исполнительной власти, для которой характерны:
- особый порядок формирования правительств, происходящий на основе соотношения политических сил в парламенте;
- ответственность правительств перед парламентами, и так называемое «кабинетное правление» (переход исполнительной власти от главы государства к кабинету).
4. «Модель консенсуального управления». В странах Скандинавии отсутствие большинства одной из партий в законодательном органе является предпосылкой для политических компромиссов. Вследствие этого такая система управления получила название «консенсуальное управление», а связанная с ней система принятия политических решений — «консенсуальная демократия». Именно консенсуальная форма государственного управления позволила добиться поразительных результатов и в социальной сфере стран Скандинавии.
Социал-демократические партии, имеющие традиционно самое большое количество мест в парламентах скандинавских стран, придерживаются мнения, что контроль со стороны правительства за деятельностью государственного аппарата обеспечивает реальное наполнение принципа свободы волеизъявления народа, поскольку само правительство находится под давлением и контролем парламента.
В то же время, несмотря на преимущество социал-демократических партий на протяжении длительного времени в парламентах Дании, Исландии, Норвегии и Швеции, оно не является критически доминирующим, и эти страны остаются многопартийными, состоящими из представителей 5-10 партий. При этом, для стран Скандинавии характерна политическая стабильность.
За счет чего это достигается? Например, если крупная партия не получит убедительного большинства мест при отсутствии перспектив создания каких-либо коалиций, то формируется правительство меньшинства.
В этом случае, созданное правительство, не имея поддержки со стороны устойчивого большинства парламента, вынуждено прибегать к компромиссным решениям, которые в значительной мере определяются влиянием тех или иных временных сторонников.
В связи с этим, как отмечается авторами, «в скандинавских странах чередующаяся в последние десятилетия смена правительств социал-демократов и консерваторов нигде не вызвала утрату „скандинавской» (или „шведской») модели социального государства, а только приводила к ее большему совершенствованию».
Таким образом, для стран Скандинавии характерна главенствующая роль парламента в механизме государственной власти. Взаимоотношения парламентов и правительств скандинавских стран определены особым механизмом достижения консенсуса в механизме государственного управления.