Скандинавские страны по уровню развития демократии во всем мире стоят на первом месте, поскольку имеют давние традиции, основанные на широком гендерном равенстве.
Во всех пяти странах (Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия, Дания) наблюдается так называемый негативный парламентаризм, при котором правительство осуществляет свои властные функции, пока ему не будет выражено недоверие большинства граждан. При этом, отметим, что Дания, Норвегия и Швеция являются конституционными монархиями, где глава государства — король, в то время как Финляндия и Исландия — это республики, главы государств которых являются президентами. Таким образом, форма правления не оказывает существенного влияния на уровень демократии в стране.
Все страны скандинавского региона являются парламентскими демократиями, власть в которых принадлежит большинству в законодательном органе. Это означает, что президентских выборов нет, есть только парламентские. Исходя из того, какая партия – или коалиция партий – получает большинство голосов, парламент назначает премьер-министра, который затем формирует правительство.
В Скандинавских странах существует широкое гендерное равенство. Особо следует отметить права женщин. Так, некоторые лица женского пола получили право участвовать в голосовании в Швеции еще в 1862 году, в Финляндии в 1906 году, в Норвегии в 1913 году и в Дании и Исландии в 1915 году.
Все пять северных стран были одними из первых в мире, кто уравнял в избирательных правах женщин и мужчин. К примеру, в соседней Швейцарии, женщины не имели права голосовать вплоть до 1971 года. При этом, необходимо отметить не только активное, но и пассивное право женщин. Так, и в Исландии, и в Финляндии женщины были президентами, а в Норвегии, Исландии и Дании — главами правительств. С 1972 года в Дании главой государства является женщина в лице королевы Маргрете II. Глава Правительства также женщина — Метте Фредериксен (с 2019 года). Доля женщин в парламентах Северных стран является одной из самых высоких в мире. Например, после выборов 2018 года в шведском парламенте было 188 мужчин и 161 женщина. Это самая высокая доля женщин после выборов 2006 года, хотя уже тогда в парламенте было 184 мужчин и 165 женщин. А из 22 министерских постов в нынешнем правительстве женщины занимают 12, в том числе в министерствах «первого порядка», таких как иностранных дел и финансов. Разнообразие в шведском парламенте связано не только с полом, но и с возрастом, происхождением и т.д. Например, самому молодому члену парламента (депутату), избранному в 2018 году, было 22 года, а самому старшему — 85.
Также отличительными чертами Скандинавских стран являются высокая явка на выборы и низкий уровень коррупции. Например, на парламентских выборах 2018 года предварительная явка избирателей в Швеции составила 87,1% избирателей, имеющих право голоса. При этом, явка не опускалась ниже 80% с 1950-х годов. На высокую явку влияют многие факторы: доверие к демократическим институтам, уважение к избирательной системе, а также то, что парламентские выборы сочетаются с выборами в местные и региональные органы власти. Власти муниципалитета или региона избираются местными избирателями, а не назначаются из столицы Стокгольма.
В 1766 году Швеция стала первой страной в мире, где свобода печати была прописана в Конституции. Закон о печати устанавливает принцип публичного доступа к официальным документам, что позволяет людям изучать официальные документы парламента, правительства или любого государственного учреждения. Другими словами, не только средства массовой информации могут говорить о тех, кто находится у власти.
Другим принципом Закона о свободе печати является свобода распространения информации. Каждый в Швеции имеет право давать информацию, которая, по его мнению, должна быть обнародована средствами массовой информации. Издатель материала может не раскрывать его источник, если лицо, о котором идет речь, желает остаться анонимным.
СМИ в Швеции иногда называют «третьей силой». Правительство — это первая власть, а парламент — вторая, и роль средств массовой информации заключается в том, чтобы тщательно изучать первые две. Кроме того, существуют средства массовой информации, принадлежащие независимому фонду и финансируемые за счет платы за общественные услуги, выплачиваемой шведскими домохозяйствами. Все это направлено на защиту шведского общественного вещания от монопольного контроля.