Уполномоченный по правам человека (омбудсмен, ombudsman) как официальное лицо впервые было утверждено Конституцией РФ 1993 г. (п. «д» ст. 103) для обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения публичными органами власти и их должностными лицами.
В дальнейшем был принят специальный Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ, который подробно определил правовой статус этого лица.
В отличие от России, в зарубежных странах омбудсмены уже длительное время осуществляют свои функции. При этом, в мире сформировалось 3 модели института омбудсменов:
- контрольно-императивная (в Скандинавских странах – Швеции, Финляндии и др.);
- контрольно-рекомендательная (в Англии, Новой Зеландии, Бельгии и др.);
- правозащитная (в Польше, Испании, Кыргызской Республике и в России).
Таким образом, основной уклон в деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ направлен в сторону осуществления правозащитной деятельности.
Это проявляется в закрепленной компетенции данного лица, основными направлениями которой являются:
- восстановление нарушенных прав;
- совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствии общепризнанными принципами и нормами международного права;
- развитие международного сотрудничества в области прав человека;
- правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Основной метод работы омбудсмена – это рассмотрение и проверка жалоб граждан на нарушение их прав и свобод, если ранее заявитель защищал свои права в судебном либо административном порядке, но не согласен с принятым по его делу решением.
Основные принципы деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ:
- законность;
- справедливость;
- гласность (результаты деятельности Уполномоченного широко освещаются);
- независимость (Уполномоченный организационно и функционально самостоятелен);
- доступность (любой гражданин может непосредственно обратиться с жалобой к Уполномоченному по правам человека);
- оперативность (восстановление нарушенных прав осуществляется, по возможности, в сжатые сроки);
- взаимодействие с другими государственными органами, обеспечивающими права и свободы человека и гражданина.
Требования к кандидату на должность Уполномоченного по правам человека в РФ:
- гражданин РФ;
- достигший возраста 35 лет;
- имеющий познания в области прав человека и опыт их защиты.
Кандидатуры на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу:
- Президентом РФ;
- Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
- депутатами Государственной Думы;
- депутатскими объединениями в Государственной Думе.
Назначение на должность и освобождение от нее осуществляется Государственной Думой РФ. Сроком полномочий Уполномоченного – 5 лет; при этом, одно и то же лицо не может осуществлять свою деятельность более двух сроков. Вступая в должность, Уполномоченный приносит специальную присягу.
Уполномоченный по правам человека обладает неприкосновенностью, которая схожа с депутатской неприкосновенностью.
Осуществление деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ обеспечивается его аппаратом.
В целях реализации своих полномочий Уполномоченный по правам человека вправе:
- беспрепятственно посещать любые органы публичной власти, юридические лица, воинские части, общественные объединения; при этом, Уполномоченный наделен правом безотлагательного приема в этих органах;
- запрашивать и получать от вышеуказанных органов и должностных лиц этих органов сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
- проводить самостоятельно или совместно с компетентными органами и должностными лицами проверку деятельности публичных органов власти и их должностных лиц;
- поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
- знакомиться с уголовными, гражданскими, административными делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
Уполномоченный по правам человека в РФ по результатам рассмотрения жалобы вправе:
- обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), и лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
- обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
- изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
- обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
С 1996 г. должности Уполномоченных по правам человека учреждаются и в субъектах Федерации.
В Российской Федерации существуют специальные омбудсмены:
- Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка;
- Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.