Уполномоченный по правам человека в РФ

Уполномоченный по правам человека (омбудсмен, ombudsman) как официальное лицо впервые было утверждено Конституцией РФ 1993 г. (п. «д» ст. 103) для обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения публичными органами власти и их должностными лицами.

В дальнейшем был принят специальный Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ, который подробно определил правовой статус этого лица.

В отличие от России, в зарубежных странах омбудсмены уже длительное время осуществляют свои функции. При этом, в мире сформировалось 3 модели института омбудсменов:

  1. контрольно-императивная (в Скандинавских странах – Швеции, Финляндии и др.);
  2. контрольно-рекомендательная (в Англии, Новой Зеландии, Бельгии и др.);
  3. правозащитная (в Польше, Испании, Кыргызской Республике и в России).

Таким образом, основной уклон в деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ направлен в сторону осуществления правозащитной деятельности.

Это проявляется в закрепленной компетенции данного лица, основными направлениями которой являются:

  • восстановление нарушенных прав;
  • совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствии общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • развитие международного сотрудничества в области прав человека;
  • правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Основной метод работы омбудсмена – это рассмотрение и проверка жалоб граждан на нарушение их прав и свобод, если ранее заявитель защищал свои права в судебном либо административном порядке, но не согласен с принятым по его делу решением.

Основные принципы деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ:

  • законность;
  • справедливость;
  • гласность (результаты деятельности Уполномоченного широко освещаются);
  • независимость (Уполномоченный организационно и функционально самостоятелен);
  • доступность (любой гражданин может непосредственно обратиться с жалобой к   Уполномоченному по правам человека);
  • оперативность (восстановление нарушенных прав осуществляется, по возможности, в сжатые сроки);
  • взаимодействие с другими государственными органами, обеспечивающими права и свободы человека и гражданина.

Требования к кандидату на должность Уполномоченного по правам человека в РФ:

  1. гражданин РФ;
  2. достигший возраста 35 лет;
  3. имеющий познания в области прав человека и опыт их защиты.

Кандидатуры на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу:

  • Президентом РФ;
  • Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
  • депутатами Государственной Думы;
  • депутатскими объединениями в Государственной Думе.

Назначение на должность и освобождение от нее осуществляется Государственной Думой РФ. Сроком полномочий Уполномоченного – 5 лет; при этом, одно и то же лицо не может осуществлять свою деятельность более двух сроков. Вступая в должность, Уполномоченный приносит специальную присягу.

Уполномоченный по правам человека обладает неприкосновенностью, которая схожа с депутатской неприкосновенностью.

Осуществление деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ обеспечивается его аппаратом.

В целях реализации своих полномочий Уполномоченный по правам человека вправе:

  1.  беспрепятственно посещать любые органы публичной власти, юридические лица, воинские части, общественные объединения; при этом, Уполномоченный наделен правом безотлагательного приема в этих органах;
  2.  запрашивать и получать от вышеуказанных органов и должностных лиц этих органов сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
  3.  получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
  4.  проводить самостоятельно или совместно с компетентными органами и должностными лицами проверку деятельности публичных органов власти и их должностных лиц;
  5.  поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
  6.  знакомиться с уголовными, гражданскими, административными делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

Уполномоченный по правам человека в РФ по результатам рассмотрения жалобы вправе:

  • обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), и лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  • обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  • изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
  • обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

С 1996 г. должности Уполномоченных по правам человека учреждаются и в субъектах Федерации.

В Российской Федерации существуют специальные омбудсмены:

  • Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка;
  • Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.