«Скандинавская модель» в настоящее время рассматривается как самостоятельная и особенная модель государственного управления.
К Скандинавским странам традиционно относят Швецию, Данию и Норвегию, а также Финляндию и Исландию, так как они тесно связаны друг с другом культурным, социальным и экономическим единством.
Скандинавские страны являются одними из самых благополучных стран в мире. И с экономической, и с политической точки зрения – это самые устойчивые во всем мире государства.
В Скандинавских странах:
- самый высокий уровень средней заработной платы,
- многочисленные солидные социальные льготы и пособия,
- разветвленная и максимально удобная сеть общественного транспорта, устраняющая потребность в наличии собственного автомобиля,
- комфортные условия труда и быта,
- богатая социальная инфраструктура городов и коммун,
- и самое важное – безграничное доверие граждан к своему правительству, которое снискало их уважение плодотворными инициативами по улучшению жизненного уровня всех, а не только избранных членов социума.
Однако еще в начале прошлого века многие из стран Северной Европы считались бедными и отсталыми, а некоторые даже не имели собственного государства. Добиться этого скандинавам удалось, в том числе, благодаря выбору эффективной модели государственного управления, ориентированной на нужды конкретных граждан страны.
Сегодня многие страны берут в качестве ориентира в своем развитии «Скандинавскую модель» управления, однако, она остается пока недостижимым идеалом для большинства стран.
Основные особенности «Скандинавской модели» государственного управления
К основным особенностям «Скандинавской модели» государственного управления относятся следующие:
1. В странах Северной Европы действует смешанная экономика, когда рыночные отношения с конкурентными началами активно сочетаются с системой государственного контроля. На определенные товары и услуги устанавливаются рыночные цены. Но отдельные отрасли, такие, как жилищное строительство, банковское дело, страхование и розничная торговля остаются под государственным регулированием. При этом, субсидируются отдельные предприятия и фирмы с высокими налогами.
2. Крайне продуманная система налогообложения. Поступающие в бюджет страны налоги с граждан и корпораций через весьма непродолжительное время возвращаются обратно в виде пособий, социальной и медицинской помощи, государственной поддержки различных сфер.
3. Скандинавскую модель государственного управления часто называют«Скандинавской моделью социал-демократии» (the Nordic model of social democracy), поскольку экономическая модель эффективно сочетается с руководящей ролью социал-демократической идеологии ради развития и поддержания высокого уровня качества жизни граждан.
4. Скандинавские страны выстроили государства всеобщего благосостояния. Под этим понятием понимается, в первую очередь, социальное государство, которое создается в результате применения такой концепции управления, при которой государству отведена ключевая роль в защите экономического и социального благополучия граждан. Государство всеобщего благосостояния подразумевает передачу бюджетных средств на предоставляемые услуги (здравоохранение, образование и т.д.), а также непосредственно физическим лицам посредством перераспределения средств налогообложения.
Государственные чиновники министерств, ведомств и муниципалитетов используют занимаемые должности не для личного обогащения, а для служения своему народу, производя многочисленные и хорошо продуманные преобразования в самых разных областях общественной жизни: жилищно-коммунальном хозяйстве, культуре, искусстве, физкультуре и спорте, социальной политике, охране здоровья, защите окружающей среды, экологии.
История Скандинавских стран не знает случаев громких коррупционных скандалов, поскольку чиновники в этих странах завоевывают народную любовь не словесной риторикой и демагогией. Люди видят и всегда обостренно ощущают результативность действий власти, которые свою активность направляют не на обустройство собственных дворцов, а на реконструкцию дорог, озеленение улиц, увеличение количества детских садов и школ, улучшение материально-технической базы больниц и клиник, строительство театров и библиотек, создание музеев и дворцов спорта.
5. Для Скандинавских стран характерен высокий уровень плотности профсоюзов, процент которых в Швеции составляет 85%, в Дании — 72%, в Финляндии — 70%, в Норвегии — 53%. При этом, нужно отметить, что профсоюзы в этих странах занимают активную гражданскую и политическую позицию, вследствие чего в странах Скандинавского региона наблюдается высокий уровень социального обеспечения.
6. Особенности политической системы Скандинавских стран заключаются в определенной корреляции между демократией и капитализмом. Правительство привлекает частный сектор через аутсорсинг, когда передает определенные функции компаниям, действующим в нужной области, в рамках государственно-частного партнерства. При этом наблюдается здоровая конкуренция, обеспечивающая рыночное равновесие. Существует жесткий контроль за органами государственного управления, чиновники лишены особых привилегий по сравнению с другими государственными служащими, их полномочия не раздуты, что исключает возможность превращать скромную должность в источник личного обогащения.
7. Экономическая и ментальная спайка различных слоев, классов и социальных групп населения, их взаимное доверие, в результате чего возникает прочное национальное единство. В Скандинавских странах практически нет социального расслоения. Высокодоходные отрасли бизнеса (природная рента, торговля алкоголем, энергетика) государство прочно держит в своих руках, не позволяя избранным индивидам аккумулировать на своих счетах национальное богатство. Ни один из членов общества не оказывается им обделенным, что позволяет сгладить объективно возникающие в условиях частной собственности различия в материальном положении граждан.
Для сведения: в РФ на долю 3% населения приходится 89% всех финансовых активов, 92% всех срочных вкладов в банках и почти 90% всех наличных сбережений (Источник: Аргументы и факты. 2019. № 17. С. 5).
В Северной Европе в каждой из пяти стран население объединено общими национальными интересами, идеей миролюбивого суверенитета, заботе о чистоте экологического пространства, бережно хранит историческое наследие, культуру и искусство.
Оценка эффективности «Скандинавской модели» государственного управления
«Скандинавскую модель» государственного управления («the Nordic model») часто именуют «Североевропейская модель», «Шведская модель», «Североевропейская социал-демократия». Она является одной из самых эффективных, отталкиваясь от лидирующих позиций скандинавских стран в различных рейтингах, таких как богатство, благополучие, социальная защищенность.
Так по уровню жизни Скандинавские страны на 2019 год находятся на следующих позициях:
- Дания занимает 1 место по уровню жизни в мире, средний возраст жизни в стране составляет 80,8 лет;
- Финляндия — 3 место по уровню жизни в мире, средний возраст жизни в стране составляет 81,7 лет;
- Исландия — 5 место по уровню жизни в мире, средний возраст жизни в стране составляет 82,9 лет;
- Швеция — 10 место по уровню жизни в мире, средний возраст жизни в стране составляет 82,7 лет;
- Норвегия — 11 место по уровню жизни в мире, средний возраст жизни в стране составляет 82,3 лет.
ВВП этих стран на душу населения также является одним из самых высоких в мире.
По рейтингу Глобальных Инноваций (Глобальный Инновационный Индекс), оставленному на основе 80 различных параметров, включающих, например, такие как количество зарегистрированных товарных знаков, патентов, объем инвестиций в НИОКР, количество созданных мобильных приложений и общий уровень экспорта высоких технологий, по итогам 2019 года, скандинавские страны также заминают один из лидирующих позиций:
- Швеция – 2 место мировом рейтинге;
- Финляндия – 6 место;
- Дания – 7 место;
- Норвегия – 19 место;
- Исландия – 20 место.
Зачастую в политическом плане «Скандинавская модель» трактуется как модель всеобщего благоденствия (the Nordic model of welfare state). Согласимся, что название говорит само себя, а в сущности данная модель представляет собой такой общественно-политический порядок, при которой правительство представляет важнейшую значимость в защите и развитии экономического и общественного благополучия людей.
Это подтверждают и результаты социологических исследований, которые доказывают, что страны Северной Европы — это именно то место, где живут самые счастливые люди.
Так, ежегодно реализуется проект World Happiness Report под эгидой ОНН, занимающийся измерением уровня счастья по странам. Рейтинг учитывает такие показатели как ВВП на душу населения, продолжительность жизни, уровень коррупции в стране, состояние гражданских свобод и прочее. А также косвенные показатели, как уровень доверия, щедрость, мнение жителей о том, насколько они счастливы в своей стране.
Лучше всех на планете чувствуют себя финны, за ними следуют датчане, норвежцы, исландцы и шведы (Источник: Рейтинг стран мира по уровню счастья Организации Объединённых Наций. – 2019):
- Финляндия – 1 место в мире;
- Дания – 2 место;
- Норвегия – 3 место;
- Исландия – 4 место;
- Швеция – 7 место.
Таким образом, субъективный уровень счастья можно связать непосредственно с высоким уровнем жизни стран Северной Европы, обусловленным удачной реализацией модели социальной политики. Следовательно, в целом, можно вести речь об эффективности системы государственного управления в Скандинавских странах.