Понятие и сущность международного спора
Международный спор – это неурегулированное политико-правовое разногласие между двумя и более субъектами международного права (как правило, между государствами).
Каждый международный спор уникален, и отличается сложностью, предметом спора, масштабом, значимостью для мирового сообщества и др.
В международном праве употребляются понятия «спор» и «ситуация». Спорная ситуация – это неурегулированность какого-либо вопроса между государствами, который не достиг степени конфликта. Поэтому такая ситуация может предшествовать спору.
Под спором понимается межгосударственный конфликт, когда одна сторона предъявляет претензии или требования, а другая – настоятельно оспаривает или отклоняет их по поводу одного и того же предмета спора. Именно спор наиболее опасен и несет опасность эскалации.
Постоянная палата международного правосудия в решении по делу Мавроматиса от 30 августа 1924 г. определила международный спор как «разногласие по вопросу права или факта, конфликт юридических позиций или интересов двух лиц».
Как правило, сторонами, участвующими в подобных спорах, являются исключительно государства. Теоретически можно допустить также и возможность возникновения споров между государствами и международными организациями.
Международные споры классифицируются:
- по объекту спора (территориальные, военные, коммерческие и т.д.),
- по степени опасности (не представляющие большой опасности для мирового сообщества, представляющие опасность и т.д.);
- по степени разрешения (легко разрешаемые, сложные, особо сложные и т.д.);
- по географии распространения (локальные, региональные или глобальные),
- по числу субъектов (двусторонние или многосторонние).
В качестве примеров международных территориальных споров приведем споры между Англией и Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, между Англией и Испанией из-за Гибралтара, между Россией и Японией по поводу Южных Курил, между Россией и Украиной по поводу Крыма.
Принцип мирного разрешения международных споров
В абз. 3 ст. 2 Устава ООН для государств – участников установлена обязанность разрешать все международные споры только мирными средствами.
Таким образом, в настоящее время можно говорить о принципе мирного разрешения споров, который находится в тесной взаимосвязи с запретом войны и насилия. Принцип мирного разрешения споров был установлен, чтобы «предупредить, по возможности, обращение к силе».
Изначально в Гаагских конвенциях 1899 г. и 1907 гг. было установлено положение, что государства должны «прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение международных несогласий». Сдержанность данной формулировки объясняется отсутствием на тот момент запрета войн или применения силы на международном уровне.
Данный запрет был установлен в ст. 1 Пакта Бриана-Келлога 1928 г., в соответствии с которой война не может являться способом разрешения международных конфликтов. Поэтому принцип мирного разрешения споров стал императивным: «…урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они ни были, должно всегда изыскиваться только в мирных средства» (ст. 2).
Принцип мирного разрешения споров в современном международном праве проявляется также в том, что он является обязательной альтернативой не только войне, но и угрозе применения или применению силы согласно абз. 4 ст. 2 Устава ООН.
Характеристика мирных средств разрешения международных споров
В международной практике были выработаны различные средства (методы, способы, процедуры) мирного разрешения споров.
В абз. 1 ст. 33 Устава ООН перечислены традиционные способы урегулирования международных споров:
- переговоры;
- обследование;
- посредничество;
- примирение;
- арбитраж;
- судебное разбирательство;
- «добрые услуги» (не включены в данную статью).
Переговоры – это наиболее часто применяемый на практике метод разрешения международных споров, именно поэтому он стоит на первом месте в данном перечне.
Особенностью переговоров является то, что в них участвуют только стороны конфликта, без какой-либо третьей стороны. Кроме этого, процесс переговоров не формализирован с юридической точки зрения, стороны могут использовать любые не запрещенные средства и способы для достижения консенсуса в спорном вопросе.
Все иные вышеперечисленные способы мирного урегулирования спора осуществляются при содействии третьей стороны, не являющейся стороной конфликта.
Обследование – это международно-правовая процедура установления фактов, имевших место в прошлом; иногда ее называют следственной процедурой.
Суть данной процедуры заключается в том, что по решению, например, Международного суда создается специальная международная комиссия (иногда с привлечением какой-либо международной организации), которая расследует конкретные факты и обстоятельства, лежащие в основе предмета международного спора. Установление каких-либо фактов выступает основой для дальнейшей согласительной процедуры.
Пример применения процедуры обследования – решение Международного трибунала по морскому праву о расширении Сингапуром прибрежной полосы в проливе Джохор и вокруг него 2003 г. («Малайзия против Сингапура»). По итогам работы специальной комиссии (группы независимых экспертов) было установлено, что расширение Сингапуром прибрежной полосы не окажет значительного влияния на окружающую среду Малайзии, а умеренные последствия могут быть минимизированы (mitigated). Стороны приняли рекомендации экспертов и на их основе урегулировали спор путем переговоров.
Посредничество – это процедура урегулирования спора с участием третьей стороны, которая предлагает различные пути выхода из ситуации конфликта. Эти предложения не имеют обязательного характера для спорящих сторон.
Примирение – уже из самого названия следует, что третья сторона пытается примирить стороны конфликта. Примирение называют согласительной процедурой, и она часто применяется после процедуры обследования. При процедуре примирения, как правило, создается международная комиссия, которая предлагает конкретные варианты решения, основываясь на заключении процедуры обследования. Но эти варианты также имеют факультативный характер, и не обязательны для сторон спора.
Таким образом, главная цель согласительных комиссий – это достижение между сторонами соглашения, базирующегося на собранных фактических данных и предложенных комиссией вариантах урегулирования. Задача следственных комиссий ограничивается достоверным и объективным установлением фактов, лежащих в основе разногласий сторон.
Арбитраж – это традиционный способ разрешения споров. Впервые арбитражные процедуры в их современной форме были предусмотрены в Договоре Джея 19.11.1794 г., который, в частности, регулировал вопросы установления границ между Великобританией и США. В настоящее время этот способ разрешения споров закреплен во многих международных конвенциях.
Судебное разбирательство – сходно с третейским разбирательством, но решение суда в жданном случае окончательно и юридически обязательно для сторон спора.
Добрые услуги – это форма посредничества, однако при этом посредник непосредственно не участвует в переговорах. В данном случае третья сторона лишь предпринимает попытки побудить стороны конфликта к разрешению международного спора либо путем установления контактов между сторонами, либо вступления (возобновления) переговоров между ними.
Необходимо отметить, что перечень мирных средств разрешения споров носит открытий характер. В абз. 1 ст. 33 Устава ООН указано, что стороны конфликта вправе использовать иные мирные средства по своему выбору и усмотрению. Юридического приоритета определенного способа разрешения споров в международном праве нет. В противном случае, это противоречило бы принципу суверенного равенства государств.