Международный Суд ООН

международный Суд ООНИстория создания. Идея создания международного суда первоначально возникла в связи с необходимостью разрешения арбитражных споров еще в конце XVIII в. Впоследствии к созданию международного трибунала были сделаны определенные шаги на международных Гаагских конференциях в 1899 г. и 1907 г. В 1920 была создана Постоянная палата международного правосудия (PCIJ) под эгидой Лиги Наций. Ее преемником и стал Международный Суд ООН.

Международный суд ООН был официально учрежден 26 июня 1945 года Конференцией в Сан-Франциско в соответствии с принятым Уставом ООН. Первое заседание Суда состоялось в 1946 году.

Международный суд – это один из шести главных органов ООН (ст. 7 Устава ООН). При этом, он единственный из них, кто находится не в США, а в Гааге (Нидерланды).

Международный Суд ООН действует в соответствии со Статутом, который является неотъемлемой частью Устава ООН, а также в соответствии со своими собственными Правилами (Регламентом). Официальными языками Суда являются французский и английский.

Состав. Международный суд ООН состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН с применением раздельной процедуры голосования (ст. ст. 4, 8, 13 Статута). Срок полномочий – 9 лет, с ротацией 1/3 состава каждые 3 года. Допускается переизбрание судьи на новый срок (ст. 13 Статута). Все судьи должны иметь гражданство различных государств (ст. 3 Статута). По состоянию на 2021 год в состав Суда входят три женщины из Китая, Уганды и США (Председатель Суда).

Основные функции и юрисдикция Суда. В области международного публичного права Международный суд является единственным судебным органом, обладающим, как общей, так и универсальной юрисдикцией, поэтому его часто называют «Всемирным судом».

Основные функции Суда касаются 2-х вопросов:

  •  «юрисдикция по спорам» – разрешение переданных ему государствами правовых споров в соответствии с его Статутом и международным правом;
  • «консультативная юрисдикция» – принятие консультативных заключений по правовым вопросам, переданным на его рассмотрение Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности и другими органами ООН, а также специализированными организациям, имеющим на то полномочия от Генеральной Ассамблеи.

Деятельность Международного Суда ООН происходит на постоянной основе.

На рассмотрение Суда, как правило, должны передаваться правовые споры между государствами – членами ООН (ст. 36 (абз. 3) Устава ООН). Следует отметить, что в соответствии ст. 34 (1) Устава ООН Суд обладает юрисдикцией только в отношении споров между государствами. Ни международные организации, ни физические лица не могут быть сторонами по делам, разбираемым Международным судом.

С момента создания в Суд было передано свыше 130 спорных дел, по которым было вынесено более 110 решений. В разбирательствах в Суде участвовали более 90 государств.

Была наработана значительная судебная практика, касающаяся следующих вопросов:

  •  делимитации морских пространств и демаркации сухопутных границ.
  • ответственности государств,
  • суверенитета над морскими объектами,
  • толкования двусторонних и многосторонних соглашений,
  • прав человека, включая охрану здоровья;
  • дипломатической защиты;
  • международного гуманитарного права;
  • экологического права, включая защиту живых ресурсов,

Порядок заседаний. Свои функции Суд осуществляет, как правило, на пленарных заседаниях, при этом для проведения заседания достаточен кворум из девяти судей (ст. 25 Статута). Если дело рассматривается в упрощенном порядке, то обязательно создается Камера Суда, в которую входят 5 судей, рассматривающих соответствующие дела по просьбе сторон (ст. 29 Статута).

Стороны спора участвуют в процессе не лично, а только через своих представителей. В качестве последних выступают юридические консультанты МИДа, поверенные и адвокаты, являющиеся опытными экспертами по международному праву (ст. 42 Статута).

Порядок производства включает 2 частиписьменную и устную. Письменная стадия может длиться несколько меся­цев, а иногда и лет, устное судопроизводство обычно ограничивается несколькими днями.

Письменное производство возбуждается нотификацией специального соглашения, которым обосновывается и определяется компетенция Суда, или посредством подачи заявления. Обязательно должен быть определен предмет спора и стороны (ст. 40 (абз. 1) Статута). В ходе письменного судопроизводства направляются сообщения Суду, меморандумы и контрмеморандумы, ответы на них, а также все подтверждающие их документы.

На стадии устного производства, которое, как правило, проводится в форме публичного слушания (ст. 43 (абз. 1), ст. 46 Статута), могут заслушиваться свидетели и эксперты, хотя в большинстве случаев, доказательства предоставляются в виде письменных документов. Стороны должны сформулировать свои заключительные ходатайства, в которых каждая сторона должна в обобщающем виде изложить свои соображения по предмету спора, требования и доводы (ст. 48 Статута). Таким образом, окончательно определяется предмет спора, который является обязательным для Суда.

Порядок принятия решений. Совещания Суда происходят в закрытом заседании и в дальнейшем сохраняются в тайне. Решения по спору выносятся большинством голосов при тайном голосовании. Если голоса распределились равномерно, то решающим является голос Председателя Суда (ст. 55 Статута). Судья, не согласный с решением боль­шинства, имеет право на особое мнение.

Законная сила и исполнение решений. Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу (ст. 59 Статута). При этом, решение Суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Согласно ст. 94 Устава ООН «каждый член Организации обязуется выполнять решение Суда по тому делу, в котором он является стороной».

В случае невыполнения обязательств, возложенных решением Суда, заинтересованная в их исполнении сторона может обратиться в Совет Безопасности, который вправе сделать соответствующие рекомендации или принять решение о конкретных мерах, направленных на приведение решения в исполнение.