Правовой нигилизм

Правовой нигилизм: понятие, виды, формы, причины, пути преодоления

Правовой нигилизм является одной из разновидностей нигилизма в целом как социального явления (в переводе с лат. «nihil» – ничто, ничего), означающего отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций.

Очень точно нигилизм охарактеризовал Ф. Ницше: «Нигилизм – это состояние, когда высшие ценности теряют свою значимость. Когда утрачиваются общие цели и нет ответа на вопрос «зачем?».

В России слово «нигилизм» стало широко известно благодаря произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором нигилист Базаров критиковал и категорически отвергал те общественные устои, на которых выросло предыдущее поколение.

Правовой нигилизм – это отрицание значимости права как социального блага, созданного для регуляции и упорядочения общественных отношений.

В одном из Указов Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 было отмечено, что правовой нигилизм проявляется в незнании, пренебрежении или сознательном отрицании действующих законов и правовых актов, регулирующих все сферы жизнедеятельности граждан.

Таким образом, правовой нигилизм простыми словами – это непризнание, отрицание права как источника регулирования отношений.

Правовой нигилизм рассматривается как деформация правосознания, когда субъект на глубинном уровне, через собственное представление о добре, справедливости и т.п., видит в праве только отрицательное явление, поэтому неуважительно относится к законам и ко всему, что связано с правовым регулированием.

На другом полюсе от правового нигилизма находится правовой идеализм – когда право обожествляется, рассматривается как единственный и всесильный регулятор общественных отношений. Однако такие завышенные ожидания не оправдываются, поскольку правовое регулирование далеко не идеально, и в этом случае разочарование в праве неизбежно ведет к правовому нигилизму.

Виды правового нигилизма:

  • Инфантильный нигилизм – это незнание или поверхностное представление о праве. Свойственен, в первую очередь, для детей, которые, не понимая значимости своих поступков с позиции закона, воруют яблоки у чужом саду или поджигают гараж соседа во дворе. Однако, правовой инфантилизм может быть характерен и для взрослых людей, которые в целом имеют довольно смутное представление о праве вообще.
  • Фрустрационный нигилизм – это неверие, разочарование в праве. Такое отношение к праву складывается, как правило, у людей, столкнувшихся с жизненной ситуацией, которая должна была разрешиться правовыми средствами, но этого не произошло. Например, полиция отказалась возбуждать уголовное дело (или дело было возбуждено, но закрыто), органы социальной защиты отказались назначать пособие, суд отказал в удовлетворении иска, потому что у ответчика был хороший адвокат и т.п. В таких ситуациях люди перестают верить в силу закона, в то, что право сможет защитить их права, поэтому считают, что бесполезно обращаться в соответствующие государственные органы даже при наличии законных на то оснований.
  • Мстительный нигилизм – в отличие от двух вышеописанных является радикальной формой нигилизма, появляется там, где не действуют или не в полной мере функционируют правовые институты. В данном случае люди, преступая закон, «берут на себя» защиту своих естественных прав, не доверяя органам государственной власти.

Правовой нигилизм может проявляться в пассивной и активной формах:

  • Для пассивной формы правового нигилизма характерны безразличие, безучастие, отсутствие интереса ко всему, что связано с правом.

Пример правового нигилизма, выражаемого в пассивной форме, – это такое массовое для России явление правового равнодушия, как абсентеизм – неявка избирателей на избирательные участки для голосования.

  • При активной форме правового нигилизма происходит реальное нарушение норм права, попирание права, например, когда совершаются правонарушения.

Процесс развития правового нигилизма от пассивной к активной форме схематично можно представить в виде трех этапов: непринятие – несоблюдение – нарушение. На первом этапе отношение к праву ограничивается его непринятием, на втором – выражается в несоблюдении закона, на третьем – активная фаза – правовые нормы нарушаются.

Причины правового нигилизма – это условия, способствующие возникновению и развитию различных форм и видов правового нигилизма. Причин правового нигилизма, на самом деле, очень много.

Выделим основные из них:

  • несовершенство отдельных нормативно-правовых актов,
  • низкая правовая культура людей;
  • экономическое расслоение общества, когда одним можно все, а другим – ничего;
  • коррупция;
  • потеря веры людей в закон в виду различных злоупотреблений правом и др.

Пути преодоления правового нигилизма:

  • совершенствование законодательства путем устранения нестабильности, противоречивости, неопределенности правовых норм;
  • укрепление законности и правопорядка, чтобы большинство людей осознавали, что право препятствует хаосу в общественных отношений и упорядочивает их. Дж. Локк говорил, что создайте лишь немного законов, но следите, чтобы все они соблюдались;
  • профилактика правонарушений, и прежде всего, преступлений;
  • расширение прав граждан и их механизм их реальной реализации. Принятие законов должно сопровождаться выработанным механизмом их реализации, настолько понятным и прозрачным, насколько это возможно в современных условиях, и с безусловным привлечением общественности к обсуждению;
  • борьба с коррупцией. Если не заставить чиновников соблюдать и уважать закон – население также не будет считать это нужным;
  • соблюдение принципа «перед законом все равны». Недопустима ситуация, когда для кого-то, как говорят «закон не писан». Особенно это касается тех, кто наделен властью и считает, что он стоит «над» законом. Платон в «Законах» говорил, что «государству, где закон – владыка над правителями, а они его рабы, уготовано спасение и всякие блага».
  • повышение правовой культуры и правовое воспитание людей, что осуществляется, в том числе, путем правового просвещения – люди должны знать хотя бы свои базовые права;
  • подготовка высококвалифицированных кадров юристов, чтобы те, кто стоит на страже закона сами знали и уважали право.

Таким образом, правовой нигилизм – это крайне негативное явление, которое необходимо искоренять. В противном случае это может иметь самые трагичные для государства и общества последствия. Достаточно вспомнить слова О. Шпенглера: «нигилизм – это явление, способное привести общество к регрессу и разрушению, а цивилизацию – к гибели».

Поэтому противодействие правовому нигилизму – это первостепенная задача любого государства, хотя этот процесс длительный и сложный.

Особенности правового нигилизма в России

Ученые, исследующие феномен правового нигилизма в России, всегда отмечали, что негативное отношение к праву русские впитали на генетическом уровне. Этому способствовали сложная и трудная история становления нашей государственности, которая не раз переживала эпоху коренных переломов.

В Древней и Киевской Руси крестьяне, жившие согласно традициям и обычаям, с каждым принимаемым законодательным актом, получали все большее закабаление, которое окончательно оформилось в Соборном Уложении 1649 г., в результате принятия которого крестьяне стали собственностью землевладельцев. Законодательство Петра I ввело огромное количество налогов и податей, которые легли на плечи основной массы населения. Кроме этого, законами же и искоренялось все русское и насаждалось все чуждое, западное.

В этом смысле с каждым новым источником права жизнь простых людей становилась все тяжелее и тяжелее, поэтому обычай для крестьянина был мерой добра, а закон – мерой зла.

И такие понятия, как добро, справедливость, честность в правосознании русских людей никогда не ассоциировались с правом. Люди жили по обычаям и нравственным (моральным) нормам человеческого общежития, и именно они считались справедливыми, поэтому имеющими приоритет по отношению к нормам права, которых, собственно, большинство населения и не знало.

В общинной жизни русских людей преобладал дух «коллективизма», который Н.А. Бердяев охарактеризовал как «коммунальность» и «соборность». Под первым термином понималась внешняя, совместная деятельность, под вторым – внутреннее чувство, объединяющее людей общей целью и общим делом.

Об отношении русских людей к праву говорят и поговорки: «С Дона выдачи нет» (казаки не выдавали беглых крепостных крестьян), «нам Москва не указ» (т.е. у нас свои правила). Также отметим, что преследуемые государством лица (т.е. фактически преступники) на Руси (и в России) всегда вызывали больше сочувствия, что вообще было не свойственно менталитету людей на Западе, ведь западное правосознание основано на законопослушности.

Неуважение к праву было свойственно и для представителей высших сословий. Например, писатель граф Лев Толстой считал, что все законы напрасны и не нужны, а жить надо только по совести.

Советский период развития нашей страны характеризуется более уважительным отношением людей к праву, что проявилось, в том числе, в низком уровне преступности по сравнению со странами Запада. Такое повышение уровня доверия к праву произошло благодаря и той социальной политике, которое проводило советское государство, предоставляя гражданам безвозмездно жилье, обеспечивая достойный уровень зарплат, пенсий, пособий, а также бесплатное питание, путевки в санатории и т.п.

В 1990-х годах после очередного слома государственности, когда в стране начал твориться беспредел, с бандитскими кровавыми разборками на улицах, «гены» бесправия взяли свое, уровень правового нигилизма населения опять стал очень высок. Кроме этого, под красивые лозунги «перестройки», гласности, демократии, основная масса населения опять оказалась обманута и разграблена.

Следует отметить, что несмотря на десятилетия, прошедшие с момента развала СССР, до настоящего времени подавляющее число россиян чувствуют себя незащищенными от возможного произвола властей, убеждены в невозможности влиять на политические процессы в стране и уверены, что чиновники не подчиняются законам.

Таким образом, правовой нигилизм, к сожалению, присущ большинству наших граждан. Ситуация будет меняться, когда не только простые люди, но и власть имущие осознают, что право является одной из важнейших общечеловеческих ценностей, которое должно использоваться во благо, а не во зло.