Согласно ст. 2 Конвенция 1982 г., суверенитет государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — за пределы его архипелажных вод — на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем.
В соответствии с п. 2 этой статьи суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра. Однако следует отметить, что такой «морской» суверенитет имеет существенные отличия от суверенитета государства над сухопутной территорией – его осуществление ограничивается нормами международного права (ст. 3 Конвенции ООН 1982 г.).
Таким образом, государственный суверенитет над морскими территориями не абсолютен, государства должны учитывать нормы действующего международного права, регулирующие данную область.
Все законодательные акты приарктических государств содержат достаточно полную информацию, касающуюся особенностей правового регулирования режима территориального моря.
Так, например, в Дании до ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. вопросы территориального моря решались в соответствии с Постановлением от 21 декабря № 437 о делимитации Территориального моря, Указом от 21 декабря 1976 года № 599 о делимитации территориального моря вокруг Фарерских островов, Приказом от 27 мая 1963 года № 191 о делимитации территориального моря Гренландии. Все эти акты устанавливали ширину территориального моря в 3 морские мили (5556 метров). В дальнейшем был принят документ, который изменил этот размер. Так, в соответствии с Законом от 7 апреля 2000 года № 200 о делимитации территориального моря Дании внешние территориальные воды охватывают те районы моря, которые в направлении суши разграничены исходными линиями, применимыми во все времена, и в направлении моря линиями, проведенными таким образом, чтобы расстояние от каждой точки этих линий до ближайшей точки базовой линии составляло 12 морских миль (22 224 м). Таким образом, после ратификации Конвенции ООН 1982 г. Дания расширила зону территориального моря до предельных размеров, которые установлены международным документом. Между тем, Исполнительным указом о делимитации территориального моря для Фарерских островов № 306 от 16 мая 2002 года и Королевским указом о делимитации территориальных вод Гренландии, 15 октября 2004 года ширина территориального моря вокруг данных объектов была сохранена в размере 3 морских миль.
Кроме этого, в Дании принято специальное Постановление от 1999 года, регулирующее допуск военных кораблей и военных самолетов на датскую территорию в мирное время. В данном акте закреплен уведомительный порядок прохода мирных иностранных военных кораблей и военных самолетов через территорию Дании. Если в соответствии с данным Постановлением требуется предварительное разрешение (например, если проходят 3 и более иностранных судна одновременно), то заявление о таком разрешении должно быть подано не менее чем за 10 рабочих дней. В тех случаях, когда требуется предварительное уведомление о прохождении, такое уведомление должно быть направлено не менее чем за 3 рабочих дня до предполагаемого прохода. Исходя из п. 3 Постановления термин «проход» иностранных судов означает невинный (мирный) проход по смыслу международного права. Военным кораблям без специального разрешения запрещено осуществлять научную или военную деятельность в территориальных водах Дании. При проходе через территориальное море Дании военные корабли должны демонстрировать свой военно-морской или национальный флаг. Остановка или постановка на якорь возможны только в случае особой необходимости для обычного судоходства или вызваны форс-мажорными обстоятельствами или бедствием.
Вопросы правового статуса территориального моря в праве Канады регулируются в соответствии с основополагающим Законом об океанах от 18 декабря 1996 года. Так, в ст. 4 части I «Морские зоны Канады» данного акта дается общее определение о том, что включает в себя территориальное море Канады — это морской пояс, который имеет в качестве своей внутренней границы базовые линии, описанные в разделе 5 Закона, и в качестве своей внешней границы: (A) с учетом пункта (B), линия, каждая точка которой находится на расстоянии 12 морских миль от ближайших точек исходных линий. Отдельно принят Приказ о географических координатах Территориального моря (Район 7) от 10 сентября 1985 года. В ст. 7 на внутренние воды и территориальное море провозглашены суверенные права Канады.
Правовой статус территориального моря в США содержатся в Прокламации Президента США от 27 декабря 1988 г. Под данной территорией в праве США понимается морская зона, простирающаяся за пределы сухопутной территории и внутренних вод США, над которыми США осуществляют суверенитет и юрисдикцию. При этом, суверенитет и юрисдикция распространяются также на воздушное пространство над территориальным морем, а также на его дно и недра. Максимальная ширина территориального моря установлена в размере 12 морских миль от исходных линий. Возможность расширения границы территориального моря США осуществляется только в соответствии с международным правом, а также в целях обеспечения национальной безопасности. В целом, данные положения законодательства США в части правового регулирования территориального моря, полностью соответствуют нормам Конвенции ООН 2002 г., хотя США не является ее участницей.
Правовой режим территориального моря в Российской Федерации достаточно подробно регламентирован в Федеральном законе РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Следует отметить, что многие вопросы, затрагивающие рассматриваемую сферу правового регулирования, почти дословно воспроизводят положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В частности, это касается порядка установления исходных линий для отмера ширины территориального моря (ст. 4), права мирного прохода иностранных судов через территориальное море России (ст. 11).
Законодательство Российской Федерации под территориальным морем признает морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам РФ. На данную территорию распространяется суверенитет России, равно как и на воздушное пространство над ней и под ней (дно и недра территориального моря). Единственное ограничение этого суверенитета – право мирного прохода иностранных кораблей с некоторыми оговорками.
Следует особо отметить, что в анализируемом Законе впервые получил детальное письменное закрепление общепризнанный международно-правовой обычай, касающийся вынужденного захода судна, который осуществляется в силу чрезвычайных обстоятельств. Причем право вынужденного захода распространяется не только на торговые суда, но и на иностранные военные корабли и другие государственные суда. Закон 1998 г. особо оговаривает режим судоходства в акватории Северного морского пути, обозначая его как «исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию РФ», и делает в этой связи отсылку к общепризнанным принципам и нормам международного права, другим федеральным законам.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 г. № 1487 в акватории Северного морского пути действует разрешительный порядок плавания судов. Основной оппонент разрешительного порядка судоходства СМП – США, которые отстаивают позицию, согласно которой в 12-ти мильном территориальном море действовало бы право мирного прохода, а в исключительной экономической зоне (согласно Конвенции 1982 г.) действовали бы три свободы открытого моря, включая свободу судоходства. Суть дискуссии о якобы расширительном толковании Российской Федерацией положений ст. 234 «Покрытые льдом районы» Конвенции 1982 г., которая позволяет ей применять сверхограничительные меры прохода иностранных судов без согласования с Международной морской организацией.
В данном случае необходимо обратить внимание на вопросы выбора метода (способа) определения ширины территориального моря, выбранного арктическими государствами. В соответствии с Конвенциями ООН 1958 г. и 1982 г., а также обычаями морского права, государства при определении расстояния ширины зоны могут использовать нормальные исходные линии и прямые исходные линии. В первом случае речь идет о линиях наибольшего отлива вдоль морского побережья (ст. 3 Конвенции ООН 1958 г., ст. 5 Конвенции ООН 1982 г.), во втором – о самых выступающих в море точках берега (ст. 4 Конвенции ООН 1958 г., ст. 7 Конвенции ООН 1982 г.). Очевидно, и это указано в международных документах, что метод прямых исходящих линий применяется, когда береговая линия глубоко изрезана и имеет извилистость, и в непосредственной близости находится цепь островов (ст. 4).
Анализ национальных законодательств пяти Арктических стран показал, что такие государства, как Дания (в части о. Гренландия), Норвегия и Канада во всех законодательных актах для отмерения ширины внутренних вод и территориального моря применяют только метод прямых исходящих линий вдоль побережья, Россия на большей части арктических пространств применяет метод «нормальных исходных линий» (normal baselines), США – не использует в Арктике прямые исходящие линии.
До принятия Конвенций по морскому праву в 1951 г. Международным Судом ООН было рассмотрено дело, получившее название «дело об исходных линиях». В этом споре Великобритания, защищая интересы своих рыболовецких траулеров, которые периодически подвергались задержанию со стороны Норвегии в границах ее территориального моря, оспаривала правомерность использования метода прямых исходящих линий для определения ширины ее территориального моря в целях рыболовного промысла. Суд отказал в иске Великобритании, поскольку оспариваемый ею метод, применяемый Норвегией для определения ширины водного пространства, соответствовал действующим в то время обычаям морского права.
При этом, судом были учтены иные доводы Норвегии:
- 1) делимитация спорных пространств было установлена Норвегией еще Декретом 1935 г. в интересах экономической деятельности местного населения, которые с незапамятных времен» («from time immemorial») вели там рыбный промысел;
- 2) Норвегия промульгировала Декреты 1869 и 1889 г., и большинство государств не выразило протеста по этому поводу, в результате этих прецедентов сложилась «хорошо определенная и единообразная система» («well-defined and uniform system»);
- 3) географические особенности Норвегии.
Это дело стало «классикой» юридических решений, поэтому на него до настоящего времени ссылаются страны, которые обосновывают применение метода прямых исходящих линий для установления ширины внутренних вод и территориального моря, т.е. тех зон, на которые распространяются суверенные права прибрежного государства. Выводы из данного решения были использованы и при разработке Конвенций ООН по морскому праву 1958 г. и 1982 г.
Отметим, что метод прямых исходящих линий используют в своей практике многие государства, например, такие, как Мартабан, Гвинея, Мавритания, Филиппины, Эквадор, Индонезия и др. При этом, практически все страны соглашаются с такой практикой путем молчаливого согласия. И только США полагают, что страны злоупотребляют данным способом отмера водных пространств, что, по их мнению, должно вызывать серьезную озабоченность во всем мире.
Таким образом, анализ национальных законодательств пяти арктических стран в отношении регламентации правового режима территориального моря позволяет сделать вывод о том, изложенные в нормативно-правовых актах положения соответствуют международным нормам в части правового регулирования данного вопроса. Если в отношении установления режима внутренних морских вод государства обладают суверенными правами, то в отношении территориального моря эти права, по сути, ограничиваются правом разрешения мирного прохода судов иностранных государств, как по воде, так и в пространстве над и под ним. Данное ограничение можно рассматривать в виде особого сервитута, когда прибрежные страны вынуждены допускать на свою территорию суда иностранных стран, при условии соблюдения последними установленных правил прохода. Следовательно, арктические государства обладают практически полной компетенцией над территорией территориального моря, которую можно рассматривать как своеобразное продолжение, проекцию их государственного суверенитета.
Практика прямых исходящих линий при определении границ территориального моря является вполне законной, поскольку предусмотрена, в том числе, международными документами. Между тем, возможно, России также необходимо обратить внимание на практику арктических соседей и используя «мультипликационное» воздействие широкой правовой базы, определяющей современное правовое положение СЛО, не вырывая из его общего контекста Конвенцию 1982 г., а также учитывая, что используемый ею метод нормальных линий наибольшего отлива для территорий, покрытых льдом, не совсем корректен, пересмотреть свое национальное законодательство на предмет использования метода прямых исходных линий в Арктической зоне.