Конституционно-правовое принуждение как юридическое понятие возникло относительно недавно, в конце XX — начале XXI века.
Однако зачатки данного института конституционного (государственного) права в истории России просматриваются еще в начале XX века. Так, например, катастрофические последствия для России после русско-японской войны 1904-1905 гг., которые стали результатом непродуманной государственной политики, привели к тому, что впервые встал вопрос о необходимости привлечения органов государственной власти к политической ответственности.
В настоящее время конституционно-правовое принуждение существует как самостоятельный институт конституционного права, признаваемый большинством правоведов.
Конституционно-правовое принуждение — это система мер публично-властного воздействия, осуществляемых в особом порядке, установленном нормами конституционного права, применяемых к субъектам конституционно-правовых отношений в целях предупреждения и разрешения конституционно-правовых конфликтов.
В доктрине выделяются следующие виды (формы) конституционного правового принуждения:
1. Конституционно-правовое предупреждение — это меры, направленные на предотвращение возможного нарушения конституционных норм. Их цель — предотвратить угрозу безопасности личности, общества и государства. В данном случае правонарушения еще нет, но существующий конституционно-правовой конфликт может к этому привести. Превенция может носить как общий (адресована неопределенному кругу лиц), так и частный характер (адресована конкретным лицам).
В качестве примера мер предупреждения в конституционном праве можно привести возможность вынесения предупреждения, в частности, кандидату в случае нарушения норм Федерального закона об основных избирательных правах граждан… избирательной комиссией, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом (п. 5.1 ст. 20 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).
2. Конституционно-правовое пресечение — — это меры, направленные на прекращение противоправного нарушения субъектом конституционно-правовых норм. Данные меры еще не являются мерами конституционно-правовой ответственности (но могут им предшествовать), хотя противоправное деяние уже началось, и имеют цель прекратить его, предотвратив неблагоприятные последствия для человека, общества, государства.
В качестве примера мер конституционно-правового пресечения можно привести возможность приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения в случае нарушения ими конституционно-правовых норм (ч. 1 ст. 39 ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ).
3. Конституционно-правовое восстановление — это меры, направленные на восстановление нормального (прежнего) состояния конституционно-правовых отношений, путем принуждения ответственных субъектов к надлежащему исполнению возложенных на них обязанностей. Цель данных мер — обеспечить стабильность конституционного правопорядка. От конституционно-правовой ответственности данные меры отличаются тем, что лицо, на которое возложена обязанность восстановить прежнее законное положение, не претерпевает никаких неблагоприятных последствий, кроме как обязанности исполнить данное требование. Иногда данные меры называют мерами защиты, поскольку они направлены на восстановление правового положения лиц, которые не могут себя самостоятельно защитить.
В качестве примера мер конституционно-правового восстановления можно назвать деятельность Конституционного Суда РФ, который осуществляет конституционное судопроизводство, в том числе, в целях защиты основных прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 1 и 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ).
4. Конституционно-правовая ответственность — это вид юридической ответственности, заключающийся в применении в установленном порядке конституционно-правовых мер ответственности (санкций) за совершение правонарушения (конституционно-правового деликта). От иных видов юридической ответственности конституционно-правовая ответственность отличается наличием государственного и общественного осуждения и порицания личности и деяния виновного. Это обусловлено тем, что такое правонарушение происходит в крайне важной для государства и общества публично-политической сфере и, кроме этого, как правило, становится достоянием широкой общественности.
В качестве примера мер конституционно-правовой ответственности можно привести роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с принятием им нормативного правового акта, противоречащего федеральным законам, либо отрешение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от занимаемой должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ст. 9, ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ).
5. Некоторые авторы дополняют перечень мер конституционно-правового принуждения мерами конституционно-правового обеспечения. Цель данных мер — обеспечить правовые процедуры, в рамках которых происходит рассмотрение дела, вынесение по нему решения, а также исполнение вынесенного решения.