Вопрос о конституционно-правовой ответственности как самостоятельном виде юридической ответственности в научной литературе является дискуссионным, поскольку:
- отсутствует легальная дефиниция рассматриваемой категории;
- существует относительная новизна этой категории.
Однако, большинство авторов обоснованно выделяют конституционно-правовую ответственность как самостоятельный и особенный вид юридической ответственности.
Следует отметить, что всем видам юридической ответственности присущи те или иные особенности. Но существенная особенность конституционно-правовой ответственности обусловлена ее правовой природой – она возникает в сфере, в которой регулируются фундаментальные политические отношения. Поэтому ей присуще политическое содержание, а ее меры носят политический характер.
Цель конституционно-правовой ответственности – поддержать конституционно-правовой порядок.
Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционно-правовой деликт – противоправное деяние субъекта конституционно-правовых отношений, запрещенное нормами конституционного права, которое причинило, либо создало угрозу причинения вреда конституционно-правовым отношениям.
Субъекты конституционно-правовой ответственности – это лица, обладающие правовой деликтоспособностью. Их состав отличается от состава субъектов конституционно-правовых отношений. Например, не обладают деликтоспособностью, а соответственно не могут нести конституционно-правовую ответственность такие субъекты, как народ, нация, этнические общности, национальные меньшинства и др.
Субъектов конституционно-правовой ответственности можно классифицировать на 2 вида:
- коллективные (государство, публичные образования, т.е. органы РФ, ее субъектов и муниципальные образования, общественные объединения);
- индивидуальные (должностные лица государственных и муниципальных органов власти, например, Президент РФ, депутаты представительных органов публичной власти и др., а также граждане Российской Федерации и в отдельных случаях лица, обладающие иным статусом).
Конституционно-правовая санкция – это мера государственного воздействия за нарушение норм конституционного права, применяемая специально уполномоченными субъектами к лицу, совершившему конституционный деликт, и выражающаяся в негативных последствиях для последнего.
Классификация и примеры конституционно-правовых санкций:
- для публично-правовых субъектов государства, его субъектов и муниципальных образований – выплата государством компенсации за нарушение прав и свобод человека, отмена или приостановление действия незаконного акта, затрагивающего права и свободы человека;
- для государственных и муниципальных органов – роспуск, выражение недоверия, досрочное прекращение полномочий;
- для должностных лиц и депутатов – импичмент, отстранение от должности, отзыв;
- для общественных объединений – предупреждение о несоответствии действий своим уставным целям, ликвидация;
- для физических лиц – лишение гражданства, статуса беженца.
Таким образом, конституционно-правовая ответственность – это предусмотренная нормами конституционного права, а также обеспеченная мерами государственного воздействия обязанность субъектов конституционных правоотношений претерпевать различные неблагоприятные последствия за свое юридически значимое поведение, нарушающее конституционный правопорядок.
Конституционно-правовая ответственность имеет особенности по сравнению с иными видами юридической ответственности:
- установлена за нарушение наиболее важных, базисных отношений в политической сфере;
- носит политико-правовой характер, так как конституционно-правовые санкции реализуются за правонарушения в политико-правовой сфере;
- имеет особый статус субъектов ответственности – в большинстве случаев ими выступают должностные лица и органы публичной власти;
- может быть условием для привлечения лица к иному виду ответственности. Например, в отдельных случаях отстранение или отрешение от государственной должности будет являться условием для привлечения лица к установленной законодательством уголовной ответственности.
- как правило, сопряжена с моральной ответственностью, что обусловлено нарушением наиболее важных отношений в политической сфере;
- есть некоторые особенности установления субъективной стороны правонарушения, т.е. вины, в частности. в отношении коллективных образований;
- имеет особый перечень мер ответственности – санкций (импичмент, отзыв и т.д.);
- нет единого кодифицированного акта, содержащего перечень конституционно-правовых деликтов.
В качестве перспектив совершенствования и развития института конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации можно наметить:
- четкое оформление правового механизма отзыва высшего должностного лица субъекта РФ и должностного лица местного самоуправления населением;
- установление четких составов конституционно-правовой ответственности для отдельных субъектов конституционно-правовых отношений, например, для членов Правительства РФ, Счетной палаты РФ, Банка РФ и др.
- возможное заимствование положительного зарубежного опыта конституционно-правовой ответственности в части установления санкций за нарушение присяги. Данный вид конституционно-правовой ответственности может быть распространен на Президента РФ, высших должностных лиц субъектов РФ, Уполномоченного по правам человека, омбудсменов в регионах, т.е. лиц, которые при вступлении в должность обязаны приносить присягу.