Понятие, виды и гражданско-правовой статус публично-правовых образований

Понятие и виды публично-правовых образований. Понятие «публично-правовые образования» появилось в Гражданском кодексе РФ только в 2014 г. после внесения изменений в ст. 66 ГК РФ. При этом, в законодательстве отсутствует определение данного понятия, поэтому оно разрабатывается только на доктринальном уровне.

Публично-правовые образования — это особые субъекты гражданского права, обладающие специальным целевым статусом, обусловленным наличием у них публичных, а не частных интересов в гражданских правоотношениях.

По смыслу закона, к публично-правовым образованиям относятся:

  1. Российская Федерация;
  2. субъекты РФ (республики, города федерального значения, края, области, автономные округа и области);
  3. муниципальные образования.

Следует отметить, что до момента введения термина «публично-правовые образования» в Гражданский кодекс РФ данные субъекты были полноправными участниками гражданских правоотношений, что подтверждается положением, установленном в абз.2 п. 1 ст. 2 ГК РФ.

Чем же обусловлено введение данного термина в гражданско-правовой закон?

Дело в том, что в соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. В связи с этим, государственными органами в строгом смысле закона являются только Российская Федерация и ее субъекты.

Однако, учитывая единство правовой природы данных субъектов, наделенных публично-властными функциями, в судебной практике и доктрине они уже давно объединены под общим термином «публично-правовые образования».

Таким образом, вследствие единой правовой природы данных субъектов, устоявшемуся использованию данного термина в правоприменительной практике и доктрине, а также в силу принципа экономичности, применяемого в юридической технике, ГК РФ дополнился официальным понятием «публично-правовые образования».

Правоспособность публично-правовых образований. В законе отсутствуют нормы, позволяющие однозначно определить гражданскую правоспособность публично-правовых образований. В научной литературе данный вопрос отличается дискуссионностью; высказываются мнения об общей, специальной, целевой правоспособности публично-правовых образований.

Полагаем, что данные субъекты обладают специальной, целевой правоспособностью, поскольку они, вступая в гражданско-правоотношения, преследует не частные, а публичные, общественные интересы, обусловленные возложенными на них задачами. Этот вывод подтверждается и практикой Конституционного Суда РФ (см., напр., Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.1997 №139-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона «О переводном и простом векселе»», Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2017 № 16-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Н. Дубовца»).

Особенности участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях регламентированы в специальной Главе 5 ГК РФ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ эти субъекты участвуют на равных началах с гражданами и юридическими лицами, однако только, если иное не установлено специальным законом (см., например, Федеральные законы «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, «О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ и др.) или не вытекает из их статуса.

При этом, в соответствии с п. 2 ст. 124 ГК РФ на рассматриваемых субъектов распространяются нормы, регулирующие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях. Однако, как таковыми юридическими лицами публично-правовые образования не являются. Это отличает правовую систему России от многих стран Западной Европы, где государство, иные территориально-государственные и муниципальные образования по закону являются юридическими лицами.

Особенностью государства как субъекта гражданско-правовых отношений является то, что оно самостоятельно устанавливает пределы свой правоспособности в отношении самого себя. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что в настоящее время государство ограничивает свою гражданско-правовую правоспособность (что, тем не менее, это не исключает возможности ее расширения).

В чем это проявляется? Так, например, в отличие от граждан и юридических лиц, которые свободны в выборе своих контрагентов, государство не может заключить договор с любым «понравившемся» ему лицом, поскольку государственные контракты заключаются через установленную законом процедуру, например, на торгах (аукционах) либо по итогам конкурса.

Особенности деликтоспособности публично-правовых образований. Особенностью обладает и деликтоспособность публично-правовых образований. В соответствии со ст.ст.1069, 1070 ГК РФ государство несет ответственность за вред, причиненный публично-правовыми образованиями и ее государственными органами, а также органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. При этом, ответчиками по таким искам признаются Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование в лице их финансовых органов, а возмещение присужденных денежных средств осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, при недостатке — из казны.

Таким образом, в качестве основных особенностей деликтоспособности публично-правовых образований отметим следующие:

  • учитывая, что исполнение судебных решений обеспечивается силой государственного принуждения, получается, что в случае, когда Российская Федерация выступает ответчиком по гражданскому спору, она выступает как бы «против себя» самой;
  • публично-правовые образования несут ограниченную деликтоспособность, поскольку имущественная ответственность Российской Федерации ограничена ее казной;
  • на практике отмечается сложность исполнения судебных решений, где ответчиком выступает Российская Федерация.

Также важно отличать публично-правовые образования от юридических лиц публичного права, поскольку это не синонимы, а означает различных субъектов — участников гражданских правоотношений.