Зарубежный опыт противодействия коррупции

Меры по борьбе с коррупцией, в том числе, по ее предупреждению и профилактике, в той или иной степени реализуются всеми странами, однако они имеют существенное различие.

Считается, что наибольшей эффективности в вопросах профилактики коррупции добились развитые западные государства со сформировавшимися экономической и политической системами. В то же время, успешные примеры противодействия коррупции можно наблюдать и в азиатских, и даже в развивающихся государствах.

В ежегодно публикуемом индексе восприятия коррупции традиционно верхние строчки занимают Скандинавские страны (Дания, Швеция, Финляндия, Исландия и Норвегия). Именно в этих странах наблюдается самый низкий показатель коррупции.

Вместе с тем, сама Transparency International (TI), которая и рассчитывает рейтинг восприятия коррупции, считает, что даже те страны, которые занимают верхние строки рейтинга, нельзя однозначно считать «образцом для подражания» в вопросах противодействия коррупции, поскольку они не имеют развитого антикоррупционного законодательства.

Однако, то «экономическое чудо», которого достигли страны Северной Европы, построив скандинавскую модель государственного управления, позволяют сделать вывод, что в Скандинавских странах нет разработанного антикоррупционного законодательства, потому что там практически нет случаев коррупции. Между властью и населением в этих странах происходит социальное сотрудничество – власть берет заботу о людях, а они честно отчисляют достаточно высокие налоги, зная, что это вернется сторицей в виде дополнительных улучшений их жизни. При этом, менталитет людей в этих странах такой, что к любым проявлением коррупции они относятся как нечто чуждому, непонятному и нетерпимому, ведь чиновники в этих странах, по сути, «слуги народа», получающие зарплату, которую они должны отработать, заботясь об общественном благе. России, наверное, практически невозможно, по крайней мере, в ближайшее время прийти к такому уровню общественного сознания и сознания отдельных чиновников.

Из законодательных мер в Дании установлена обязанность для государственных служащих декларировать доходы и имущество (путем публичного оглашения соответствующей информации). Кроме этого, им запрещено владеть ценными бумагами иностранных государств, что не допускает рисков лоббирования внешних интересов внутри страны.

На другом полюсе противодействия коррупции находятся страны, имеющие наиболее жесткие меры антикоррупционного законодательства, например, Китай, где коррупционер может быть приговорен к смертной казни. Однако, не все так жестоко и антигуманно, например, часто бывают ситуации, когда коррумпированному китайскому чиновнику выносится смертный приговор с отсрочкой исполнения, а затем наказание просто заменятся на реальный срок лишения свободы.

В Китае, а также ряде других государств, в том числе в России, осуществляется разработка и введение в действие этических кодексов, нравственных норм и правил поведения чиновников. Такими нормами регулируется моральная сторона поведения служащих, причем не только на службе, но и в частной жизни. Однако, если в Китае такие норм носят обязательный характер и это приносит положительнее результаты, то в России такие нормы носят рекомендательный характер.

Наиболее развитая правовая антикоррупционная база в США, согласно которой к коррупционным проступкам относится широкий круг действий государственных органов, вплоть до установления запрета на получение подарков дороже определенной суммы (практика такая реализуется во многих государствах, в России, в том числе). В США коррупция трактуется предельно широко, поэтому под нарушение может попасть даже безобидный поступок чиновника. Однако, поскольку в США чрезвычайно дорогие услуги в сфере здравоохранения, образования и иных социальных отраслях, а чиновники и члены их семей получают очень широкие льготы и меры поддержки в данных отраслях, то потеря этих льгот является значимым средством профилактики коррупции на низовом уровне, поскольку любая, самая мелкая взятка оборачивается потерей преимуществ, должности и в целом необходимостью смены профессии. В России реализация подобной практики весьма затруднительна, поскольку требует масштабного переустройства и глобального расширения созданной для государственных служащих системы льгот и поощрений.

В Сингапуре специфика законодательных антикоррупционных норм проявляется в признании кланового характера коррупции, поэтому конфискации имущества при доказанной вине подвергается не только коррупционер, но и члены семей преступников, не сотрудничающих со следствием. В России, как известно, в данной области ограничилась требованием предоставления сведений о доходах ближайших родственников государственных служащих из числа утвержденных ведомственными органами перечня должностей. Однако, должного предупредительного воздействия эта мера не имеет, поскольку имущество, приобретенное коррумпированным путем, переписывается на близких родственников представителей государственной службы разного уровня.

Еще одной характерной чертой антикоррупционной политики Сингапура является широкое обсуждение коррупционных скандалов в СМИ — такие массивные информационные кампании фактически обеспечивают ситуацию, в которых ни коррумпированный чиновник, ни члены его семьи больше не могут рассчитывать на получение в стране должности государственной службы. Этот опыт можно использовать и в России.

Отдельные страны как превентивную антикоррупционную меру выбрали путь повышения поощрений и вознаграждений государственных служащих. В частности, такие меры были предприняты в Нидерландах — для государственных служащих в данной стране предусмотрено материальное поощрение за отсутствие коррупционных связей и оказание помощи в расследовании коррупционных отношений с участием представителей органов власти.

Что предлагает сама Transparency International для снижения уровня коррупции:

  • 1) укрепление позиций антикоррупционных надзорных органов;
  • 2) обеспечение открытости и прозрачности государственных закупок для борьбы с правонарушениями, выявления конфликтов интересов и справедливого ценообразования;
  • 3) защита демократии и содействие участию гражданского общества в борьбе с коррупцией, в том числе, это касается вопросов создания гражданского общества, независимых СМИ и т.д.;
  • 4) публикация релевантных данных о расходовании и распределении бюджетных средств и гарантировать доступ к ним для широкой общественности.

Таким образом, некоторые из проанализированных примеров успешной антикоррупционной политики в области профилактики коррупции зарубежных государств могут быть реализованы в российских условиях. Однако, при этом необходимо принимать во внимание специфику социально-экономических, политических, культурных, институциональных и иных факторов антикоррупционной политики России.



Использованная литература

  • Готыжева Ф.В. Опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах и возможность ее использования в России // международный журнал прикладных науки и технологий. 2018. № 4.
  • Игнатьев С.В. Некоторые особенности профилактики коррупции в зарубежных государствах // Форум молодёжной науки. 2021. № 1.
  • Кузьмин В.П. Пути повышения эффективности борьбы с коррупцией в России с учетом зарубежного опыта // Известия юго-западного государственного университета. 2018. № 2.
  • Плывч М. О. Возможности использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в России // Молодой ученый. 2020. № 8 (298).
  • Тутов Н.С. Особенности противодействия коррупции в Китае // Современные проблемы правотворчества и правоприменения. 2018. № 1.
  • Швецов Ю.Г. Экономическое чудо стран Северной Европы // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 49.