Толерантность: понятие и сущность

Понятие «толерантность» (от лат. tolerantia — терпение) в самом общем виде означает признание инаковости, непохожести, различия другого индивида и терпимом отношении к этому.

Мы живем в очень сложном мире, в котором присутствуют самые различные социальные, политические, этнические и иные группы и отдельные индивиды, которые выражают свои собственные взгляды на окружающую действительность.

В этой связи неизбежен конфликт, потому что то, что приемлемо для одних, оказывается неприемлемо для других.

Само понятие «толерантность» сравнительно недавно вошло в употребление в русском языке: так, например, энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона в 1909 году издания дает небольшую характеристику существительного «толерантность», определяя его как терпимость к иного рода религиозным взглядам.

Словарь В.И. Даля «терпимость» трактует как свойство или качество, способность кого-то или что-то терпеть.

Словарь С.И. Ожегова аналогом слова «толерантность» определяет существительное «терпимость», которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относиться к чужому мнению, характеру.

Таким образом, в русском языке понятие «толерантность» созвучно по значению с понятием «терпимость», при этом первое понятие, по нашему мнению, носит более научный характер и им оперируют медицина и гуманитарные науки, а второй термин употребляется преимущественно в обыденной речи.

Проблемы толерантности многослойны, поэтому становятся объектом изучения различных наук, которые интерпретируют это понятия.

Например, Современный философский словарь определяет толерантность как «термин современной философии, означающий воздержание от употребления силы для предотвращения отклонений во мнениях, верованиях, поведении другого человека или группы людей».

Философский словарь по правам человека подчеркивает, что «толерантность» не синонимична терминам «терпимости» или «снисходительности»; она — активное признание прав и свобод другого, безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям.

В Социологической энциклопедии толерантность определяется как культурная норма и политическая необходимость, которая связана в представлении с терпимостью, снисходительностью к кому- или чему-либо, в обществе — терпимое отношение индивида, социальной группы или общества в целом к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей или сообществ.

Несколько иная смысловая нагрузка содержится в Большом толковом психологическом словаре, где толерантность определена как «установка либерального принятия моделей поведения, убеждения и ценностей других»; как «способность выносить стресс без серьезного вреда».

Предельно широкое по содержанию, но достаточно лаконичное по форме определение термина «толерантность» звучит как «готовность и способность принимать без протеста или вмешательства личность или вещь».

Таким образом, определения, представленные в философских, социологических, психологических и других гуманитарных науках, показывают нам, что понятия «толерантность» и «терпимость» не имеют достаточно четкого разделения границ между собой и являются синонимичными.

Толерантная личность способна, или хотя бы готова, допустить различие и быть сторонником плюрализма. Как справедливо отмечает Ю.С. Котелянец, «она [толерантность] является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции».

Е.Ю. Жмырова выделила девять видов толерантности (интолерантности) по объектам, к которым проявляется нетерпимость:

  1. толерантность к другим взглядам, идеям, мнениям (интеллектуальная);
  2. к другому этносу (этническая);
  3. к другой вере (конфессиональная);
  4. к другой культуре (межкультурная);
  5. к другому полу (гендерная);
  6. к другой сексуальной ориентации (сексуальная);
  7. к другому состоянию здоровья (медицинская);
  8. к другому возрасту (возрастная);
  9. к другой социальной группе / страте (классовая).

По мнению Н.А. Асташовой, образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений: гуманность, рефлексивность, свободу, ответственность, защищенность, гибкость, уверенность в себе, самообладание, вариативность, перцепция, эмпатию и чувство юмора.

При определенном уровне социального, интеллектуального и духовного развития личности, участники межкультурного диалога с течением времени начинают понимать, что различия создают больше возможностей для успешного сотрудничества, поскольку чувство любопытства и естественное желание расширить свои представления о себе и о других помогают решить много трудных вопросов.

Следует отметить, что в последнее время тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах и включает в себя набор разных проблем, связанных с отношениями людей.

Актуальность развития толерантности в современном мире отражена в «Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости дискриминации на основе религии или убеждений», принятой на пленарном заседании 13 ноября 1981 года Генеральной Ассамблеей ООН. А в 1995 году, благодаря усилиям ЮНЕСКО, когда 185 стран, включая Россию, приняли «Декларацию принципов толерантности» понятие толерантности стало международным термином и стало определяться «не только как моральный долг, но также, как и политическое и правовое требование».

В современный период развития проблема формирования толерантного отношения осложнена целым рядом факторов. И одним из таких факторов является глобализация современного мира. Как отмечает Ю.С. Котелянец, «наступивший XXI век характеризует толерантность как активную нравственную идеологию, направленную не на покорное восприятие мнений, идей и действий других, а на готовность к терпимости во имя взаимопонимания и взаимодействия между этносами, социальными группами, людьми с инаковой национально-культурной, религиозной или социальной средой».

Проблема воспитания толерантности является одной из самых актуальных задач и в многонациональной России, где сосуществуют множество разных и не похожих друг на друга культур.

Подрастающее поколение развивается в условиях повышенной агрессивности, антагонизма и интолерантности современного общества. Воспитание у молодых людей толерантности, отношения к ней как к важнейшей жизненной ценности во многом определяет их дальнейшую ориентацию, выбор стратегий сотрудничества, уважения к проявлениям инакомыслия, критическому, обоснованному пониманию различных социальных явлений.

Толерантность в отношении людей, которые чем-то отличны (убеждениями, принципами и т. п.), требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, имеются иные взгляды. Именно этот уровень существования толерантного сознания есть необходимое условие стабильности открытого и демократического общества.

Таким образом, через толерантность проявляется такое свойство личности, которое выражается в принятии отличных точек зрения, чем своя собственная, в любых самых широких проявлениях этого понятия.

Существование самой природы и проблем толерантности обусловлено существованием различий и противоречий, а также возможностью конфликта. Но толерантность позволяет этой возможности не только не реализоваться, но и даже проявиться. Будучи порождением потенциальной конфликтности, толерантность не позволяет реально существующим в каждом обществе явлениям неравенства, состязательности и доминирования проявиться в манифестных и насильственных формах.