Правовой режим территориального моря

Территориальное море – это часть водного пространства в виде морского пояса шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, примыкающего к сухопутной территории или к внутренним морским водам государства, на который распространяется его суверенитет (равно как и на воздушное пространство над ним и под ним (дно и недра территориального моря)), но с единственным ограничением – правом мирного прохода иностранных кораблей при определенных случаях.

Следует отметить, что до середины XX века все морское пространство подразделялось только на два вида – режим открытого моря и режим территориального моря.

При этом, режим открытого моря рассматривался как общепризнанный принцип морского права, а режим территориального моря, как следует из его названия, подчинялся территории прибрежного государства.

Таким образом, у любого прибрежного государства выделялись три морские зоны с различным юридическим статусом:

  • 1 зона – «открытое море» – находилось вне суверенитета какого-либо государства, в том числе, прибрежного;
  • 2 зона «внутренние воды» – находились под суверенитетом прибрежного государства, поскольку эта зона входила в территорию государства;
  • 3 зона – «территориальное море» – промежуточная зона между открытым морем и внутренними водами; по правовому режиму представляет «гибрид» первых двух видов, т.е. имеет смешанный правовой режим – суверенитет прибрежного государства действует с определенными ограничениями.

Если принцип свободы открытого моря действовал как общепризнанный императивный обычай морского права, то в отношении статуса территориального моря ситуация была немного иная. Государства молчаливо соглашались с выделением зоны территориального моря для прибрежных государств, однако, каждое такое государство различным образом определяло его границы и протяженность.

Ситуация изменилась с возникновением понятия «континентальный шельф», что было взаимосвязано с экономической экспансией государств в сторону района открытого моря. Прибрежные государства стремились таким образом распространить сферу действия своего суверенитета и на открытое море в целом, в том числе, путем расширения пространственных пределов территориального моря.

Поэтому возникла необходимость на законодательном уровне унифицировать обычаи морского права. Однако «камнем преткновения» для международного сообщества стал вопрос определения ширины территориального моря, поскольку государства на практике по-разному определяли данное расстояние.

В рамках международной Конференции было предложено три похода к разрешению данной проблемы:

1) применение классического правила в 3 мили (так называемая «дальность полета пушечного ядра»). Эту идею отстаивали США, страны Западной Европы, имевшие выход к Северному морю и к Атлантике (за исключением Индии);

2) установление максимальной ширины более 3-х морских миль. При этом, различные группы стран предлагали разные размеры: до 4 миль страны Скандинавии, до 12 миль – СССР, Китай, Болгария и др.;

3) установление максимальной ширины территориального моря от 12 до 200 миль (отдельные страны Латинской Америки и Африки).

Такая кардинальность подходов государств-участников Конференции в отношении определения максимальной ширины территориальных вод послужила поводом для характеристики сложившегося положения как «анархии суверенитетов».

Обычай морского права, складывающийся на протяжении длительного времени о суверенитете прибрежного государства на территориальное море, получил свое закрепление в Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., однако консенсус в отношении ширины данной зоны так и не был достигнут.

Только в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. максимальная ширина территориального моря была установлена в 12 морских миль (государства могут устанавливать меньшую ширину территориального моря). Этот компромисс стал разумным балансом в соотношении интересов прибрежных государства и международного сообщества.

Согласно ст. 2 Конвенции 1982 г., суверенитет государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага – за пределы его архипелажных вод – на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем. Суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.

Международное право признает, что прибрежные государства могут осуществлять суверенитет и юрисдикцию над своими территориальными морями, но своего рода сервитутом (ограничением) в данном вопросе является обязанность с их стороны предоставить иностранным судам право мирного прохода через эту территорию.

Международное право предоставляет государствам право выбора метода (способа) определения ширины территориального моря. Так, в соответствии с Конвенциями ООН 1958 г. и 1982 г., а также обычаями морского права, государства при определении расстояния ширины зоны могут использовать нормальные исходные линии и прямые исходные линии.

В первом случае речь идет о линиях наибольшего отлива вдоль морского побережья (ст. 3 Конвенции ООН 1958 г., ст. 5 Конвенции ООН 1982 г.), во втором – о самых выступающих в море точках берега (ст. 4 Конвенции ООН 1958 г., ст. 7 Конвенции ООН 1982 г.).

Очевидно, и это указано в международных документах, что метод прямых исходящих линий применяется, когда береговая линия глубоко изрезана и имеет извилистость, и в непосредственной близости находится цепь островов (ст. 4). Метод прямых исходящих линий используют в своей практике многие государства, например, такие, как Мартабан, Гвинея, Мавритания, Филиппины, Эквадор, Индонезия и др.