Правовое положение рабов в римском праве

Рабы были неотъемлемой частью Древнего Рима, который, как известно, был рабовладельческим государством. Хотя это были люди, но по своему правовому положению они приравнивались к вещам (объектам), которых было можно было продать, подарить и даже убить.

Особенно тяжелое положение у рабов было в дохристианское время, когда раб был полностью бесправен. Однако, по мере развития общества отношение к рабам смягчалось, излишняя жестокость в отношении них стала рассматриваться как злоупотребление правом. Но все изменения в правовом положении рабов были направлены на выгоду рабовладельцев.

Например, развитие хозяйственного оборота привело к тому, что господин мог выделить своему рабу обособленное имущество для ведения самостоятельного хозяйства (пекулий). Но раб только управлял пекулием, который продолжал оставаться собственностью господина.

Если раб причинял вред, то за это отвечал его хозяин по ноксальному иску: он должен был сам возместить вред или выдать раба «головой» для обработки долга потерпевшему.

В христианскую эпоху был запрет на убийство рабов даже за совершение тяжких преступлений.

Несмотря на полное правовое бесправие рабов, они пользовались некоторым признанием своей человеческой личности. Например, хозяин был обязан был похоронить раба после его смерти, и место погребения считалось священным (locus religiosa). Признавались родственные и кровные связи рабов, наличие семейно-брачных связей, родительских отношений. Однако, никаких правовых отношений из этих фактических связей не возникало.

Способы установления рабства:

  • захват пленных на войне, в результате пиратства и т.п.;
  • рождение от матери-рабыни;
  • продажа римского гражданина за долги и частные сделки самозаклада;
  • присуждение к некоторым видам наказаний за совершение тяжких преступлений (работы в рудниках, борьба с дикими зверями);
  •  вступление свободной женщины в связь с рабом и после нескольких предупреждений не прервавшей с ним связи.

Способы освобождения от рабства.

В древнейшее время только господин мог освободить раба от рабства (manumissio). Это было возможно тремя способами:

  1. освобождение по завещанию (manumissio testamento);
  2. освобождение путем занесения раба в цензорские списки, как налого- и военнообязанного (manumissio censu);
  3. освобождение путем мнимого процесса о свободе (manumissio vindicta);

Затем добавились еще два способа неформального освобождения от рабства:

  • на основании обычного отпускного письма господина (manumissio per epistolam);
  • освобождение в присутствии друзей (manumissio inter amicos) (в классическую эпоху);

Стало возможным и освобождения от рабства в силу закона:

  • рабы, донесшие о подготовке бунта или восстания;
  • указавшие или обнаружившие убийц своих господ;
  • старые и больные рабы;
  • рабы, имеющие заслуги перед Римом.

В то же время, чтобы не допустить массовое освобождение рабов были приняты несколько законов, которыми введены ограничения на такое освобождение.

Таким образом, в целом, несмотря на то, что правое положение рабов в разные эпохи Рима было различным, однако в отношении данной категории лиц всегда был применим принцип «servi res sunt» — «рабы суть вещи».