Слово «офшор» (от англ. «offshore») означает «вне берега», «за пределами территории», и в общем понятии офшорная компания регистрируется на территории, где установлено минимальное или нулевое налогообложение.
Офшоры использовали еще древние греки, которые предпочитали торговать своими товарами подальше от Афин, на небольших островах, где не существовало налогового режима. В Средние века британские купцы продавали шерсть во Фландрии, а не в Англии, поскольку в этой стране налоги и сборы практически были равны прибыли.
В предпринимательской среде наиболее устоявшимся является определение, в соответствии с которым под офшорными компаниями понимается компании, зарегистрированные в классических офшорах или классических офшорных юрисдикциях, так называемых «налоговых гаванях».
Офшорная юрисдикция – это экономико-географическое понятие, определяющее особенный статус финансового центра, характеризующегося наличием таких видов льгот, как льготное налогообложение, конфиденциальность сделок и участвующих сторон, отсутствие аудитов со стороны государственных органов и т.д.
В основу данного определения легли источники официального характера, и в частности, Доклад ОЭСР от 28 сентября 2009 г. «Противодействие офшорному уклонению от уплаты налогов. Некоторые вопросы и ответы по проекту».
В докладе из числа признаков зон, позволяющих уклоняться от налогов, называются четыре ключевых фактора:
- отсутствие или номинальный размер налога на соответствующий доход;
- отсутствие эффективного обмена информацией;
- отсутствие прозрачности;
- отсутствие существенной [экономической] активности.
Суть офшорных юрисдикций заключается в следующем: если компания зарегистрирована на территории государства, но при этом фактически на этой территории не присутствует и ведет свою деятельность исключительно за пределами территории этого государства, то налогов она в бюджет этой страны не платит. Налогами облагался только доход, полученный на территории этого государства местной компанией. Потому даже было введено отдельное понятие (и отдельный закон) для таких «отсутствующих» компаний – Компания Международного Бизнеса (International Business Company).
Таким образом, основной причиной регистрации фирмы в офшорной зоне является минимальная или нулевая ставка налогообложения. Например, в России корпоративный налог на прибыль в среднем 20%, а например, в Невисе и других офшорных зонах – 0%.
Другая причина популярности офшорных компаний – это конфиденциальность данных о владельцах. Многие офшоры надежно защищают информацию о том, кто является истинным владельцем бизнеса и не раскрывают ее ни перед кем.
В зависимости от места регистрации выделяют следующие виды офшорных компаний:
- зарегистрированные в безналоговых юрисдикциях (классические офшорные компании);
- зарегистрированные в низконалоговых юрисдикциях (офшорные компании);
- зарегистрированные в юрисдикциях, предоставляющих благоприятные налоговые режимы (квазиофшорные компании).
Цели создания офшорных компаний:
- офшор для международной торговли. К таковым относятся экспортные и импортные операции. Например, производитель товара работает в Китае, а покупатели живут в России и США. В данном случае выгоднее основать компанию в Гонконге и заниматься торговлей с минимальным налогообложением и упрощенным доступом к материковому Китаю;
- офшор для международных партнерств и договоров. Офшорные компании и офшоры позволяют наладить деловые отношения между разными системами права, разными экономиками. Именно офшорные компании обеспечивают не только международную торговлю, но и науку, промышленной прогресс и высокие доходы звёзд от продажи собственного лица;
- офшор для защиты прав собственности и самих активов. Передать права собственности в офшорную компанию – классическое решение по защите активов от рейдерского захвата. Также, если вывести сам актив за рубеж нестабильной и непредсказуемой юрисдикции, риск его потерять снижается в несколько раз;
- офшор для любой другой деятельности: услуги, консалтинг, инвестиции, держатель счета. Если предпринимателю неудобно оказывать услуги только в России или же он хочет выйти на международный рынок, то можно открыть оффшорную компанию, чтобы предложить свой опыт в других странах.
Таким образом, офшорная компания имеет несколько отличительных признаков, которые позволяют выделить ее в числе иных субъектов международной деятельности. При этом, основной отличительный признак – это юрисдикция, под которую подпадает деятельность офшорной компании.