Политический режим — это один из трех обязательных элементов формы государства, наряду с формой правления и формой территориального устройства, упрощенно означающий какими методами реализуется власть в государстве.
Если форма правления отражает внешнюю, «фасадную» сторону организации государственной власти, правовое оформление того, кому власть принадлежит «де-юре», то политический режим — это внутренняя сторона взаимоотношений между властью и обществом, которая раскрывает, кому власть принадлежит на самом деле, т.е. «де-факто».
Из всех трех элементов формы государства политический режим является наиболее динамичной категорией, поскольку его изменение может произойти кардинально, например, при смене лидера государства. В отношении формы правления, и особенно, формы территориального устройства такого сказать нельзя, это более постоянные категории.
Несмотря на то, что понятие «политический режим» известно уже несколько столетий, до настоящего времени его универсального определения не сформулировано.
Проблема носит как теоретический характер, поскольку ученые используют различные подходы при анализе сущности политического режима, так и практический, т.к. политический режим в каждом отдельном государстве обладает уникальностью и набором присущих лишь ему элементов, вследствие чего сложно создать какую-либо обобщенную характеристику.
В целом, в науке можно выделить узкий и широкий подход к понятию «политический режим»:
- в узком смысле политический режим рассматривается как совокупность приемов, методов и способов осуществления государственной власти;
- в широком смысле в данное понятие включаются не только методы государственного властвования (хотя именно они являются своеобразным «мотором» системы политической власти, приводящим его в движение), но и соотношение и полномочия всех ветвей власти, положение и роль политических партий, уровень гарантированности прав человека и гражданина и т.д.
В целом, сущность политического режима характеризует:
- кто фактически обладает государственным суверенитетом (лидер, сословия, социальная или политическая группы, т.е. кому де-факто принадлежит верховная власть);
- в чьих интересах осуществляется власть (сословия, социальные группы, народ в целом);
- какие формы, методы и средства используются для принятия реализация властных решений.
В науке представлено большое количество классификаций политических режимов.
Самой простой является деление политических режимов на демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные). При этом, тоталитарный и демократический режимы рассматриваются как две противоположности, а авторитарный — как переходный режим от первого ко второму.
Вместе с тем, такой подход является чересчур упрощенным, не позволяющим в полной мере исследовать категорию политического режима, ведь складывающихся в государстве взаимоотношения между властью и населением отличаются крайним разнообразием.
Кроме этого, следует учитывать, что при такой классификации под демократическим режимом следует понимать только лишь одну из его разновидностей — либерально-демократический режим, существующий в настоящее время в странах Западной Европы, в котором ключевое слово — «либеральный» (либеральные свободы), но отнюдь не «демократический».
В настоящее время грань между так называемыми демократическими и недемократическими режимами часто стирается, и демократия сочетается с авторитаризмом. Так, например, выделяют политические режимы авторитарной и тоталитарной демократии, при которых существует политический лидер-диктатор с неограниченными полномочиями, заботящийся о благе своего народа и пользующийся его доверием.
Кроме этого, выделяют такие политические режимы, как аристократический, олигархический, плутократический, военный, парламентский, министрериалистский, президенциалистский, дуалистический, партократический, конституционный, плюралистический и мн. другие.