Понятие и правовой режим открытого моря

Правовой режим открытого моря

История формирования принципа свободы открытого моря

Трудно представить, что бескрайние просторы морей и океанов могут быть разделены между отдельными государствами. И действительно, в настоящее время провозглашенная свобода открытого моря рассматривается как наиболее значимый и фундаментальный принцип морского права.

Между тем, этот принцип не всегда был признан со стороны государств. В разное время отдельные страны, например, такие, как Испания, Португалия, Англия, Голландия и др., стремились навязать свой суверенитет над некоторыми частями морей.

Только в начале XVII века была анонимно опубликована разработанная голландским юристом Гуго Гроцием доктрина свободы морейMare Liberum»), которая, как отмечается в литературе, вошла в мир как бомба.

Открытое море – это часть пространства Мирового океана, находящаяся вне юрисдикции какого-либо государства, под сферой правового регулирования норм международного права в целях его использования и защиты.

Считается, что впервые идею о том, что море является общей собственностью всех людей, высказали римские юристы. Так, в римском праве существовало положение, что моря и рыбы являются «communis omnium naturali jure», то есть открытыми и общими для всех людей в силу естественного закона.

Вследствие распада Римской империи между морскими государствами (Венеция, Генуя и др.) возник конфликт из-за контроля над торговыми путями и рыболовными районами. Именно в это время отчетливо проявились претензии различных государств на суверенитет над морями. В противовес концепции открытого моря возникла концепция закрытого моря – «Mare Clausum», которая была выдвинута государствами, имеющими выходы к морю. Эта концепция очень устраивала морские державы, поскольку полностью отвечала их политическим и коммерческим интересам.

Следует отметить, что в период XV-XVII вв. в мире доминировали две морские супердержавы – Испания и Португалия, которые фактически разделили между собой огромные пространства земных океанов. К тому же, они пользовались поддержкой Папы Римского. Однако их исключительный контроль над морями, окружающими новые земли в Африке, Тихом океане и Южной Америке, в том числе и отказ в доступе к торговым путям для других развивающихся морских держав, привел к серьезному конфликту. В частности, англичане и голландцы, стремящиеся получить свою долю от прибыли от торговли в Новом Свете, активно противостояли политике закрытых морей. Все чаще стали высказываться аргументы о том, что моря свободны и открыты для всех людей.

В 1602 году произошел конфликт Голландской Ост-Индской компанией с португальцами в Ост-Индии, который закончился захватом португальского галеона в Малаккском проливе капитаном голландцев Ост-Индской компании. Гуго Гроцию – юристу Ост-Индской компании, было поручено написать защиту для обоснования правомерности захвата португальского судна. Так, появился знаменитый труд De Jure Praeda («Де-юре Праэда» – Закон о праве призов и трофеев). Глава XII данного научного труда Г. Гроция, «Mare Liberum» была опубликована значительно позже, в 1608 году. В ней Гуго Гроций, будучи юристом, блестяще обосновал принцип свободы морей, приводя аргументы в пользу того, что море не может никому принадлежать, поскольку оно безгранично и приспособлено для использования всеми.

Необходимо отметить, что «Mare Liberum» вызвала недовольство многих стран, стремящихся распространить суверенитет на море, в особенности, Англии. Оппонентом Г. Гроция стал английский юрист Селден, который создал свою концепцию закрытого моря – Mare Clausum, отстаивая в ней право на присвоение моря на практике.

Исторические страницы России свидетельствуют, что наша страна также внесла свой вклад в развитие принципа свободы открытого моря. Так, свои мнения от открытом море как свободной территории от чьего-либо влияния высказывали в разное время царь Федор Иоаннович, Борис Годунов, Петр I и др., которые высказывались о Море-океане как пути Божьем.

В дальнейшем принцип свободы открытого моря к началу XIX в. окончательно утверждается в качестве обычной нормы международного права.

Международно-правовой режим открытого моря

Общепризнанные обычаи, применявшиеся на море, т.е. морские обычаи, относятся к числу самых древних. Возможно поэтому принцип свободы открытого моря длительное время существовал в виде неписанного международного обычая морского права.

Впервые на международном уровне принцип свободы открытого моря обрел «юридическую оболочку» только в 1958 году, после принятия специальной Женевской Конвенции об открытом море, принятой в рамках I Конференции ООН по морскому праву (GCHS). В ст. 1 данной Конвенции осуществлена недостаточно удачная попытка дать дефиницию понятия «открытое море», в которой его сущность фактически раскрывается через перечисление тех видов водных пространств, которые не входят в открытое море, а именно –  территориальные воды и внутренние воды какого-либо государства.

В дальнейшем была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (UNCLOS), так называемая «Конституция Мирового океана», в ст. 89 которой провозглашен принцип свободы морей.

Содержание принципа свободы открытого моря включает в себя следующие свободы:

  • судоходства;
  • пролета;
  • прокладки подводных кабелей и трубопроводов;
  • строительства искусственных островов и других сооружений;
  • рыболовства;
  • научных исследований.

Между тем, следует отметить, что рассматривались и иные альтернативы принципу открытого моря:

1) оформление раздела мирового океана между всеми государствами;

2) подчинение Мирового океана юрисдикции какого-либо международного органа;

3) наделение государств дублирующей юрисдикцией в отношении деятельности в открытом море.

Однако международное сообщество провозгласило и юридически закрепило принцип свободы морей, который необходимо понимать в качестве соглашения о том, что все страны договорились не предпринимать попыток установления исключительного контроля над океанами.

Таким образом, принцип свободы открытого моря эволюционировал от высказываний древних юристов к обычаю морского права до юридически закрепленного принципа международного права, – открытое море свободно и не может быть разделено между государствами.

Между тем, содержательное наполнение принципа свободы открытого моря изменилось – если раньше оно рассматривалось как ничейное, то в современное время – это общее наследие человечества.

Вопросы правового режима открытого моря по законодательству Российской Федерации

Для Российской Федерации, имеющей обширнейшую и крайне неоднородную (в природном, хозяйственном и этнокультурном отношении) территорию, а также одно из самых больших по численности население, пространственные аспекты территориального развития являются неизменно актуальными и находятся в высоком приоритете.

Основополагающий документ, в котором определяются национальные интересы России в Мировом океане – это Морская доктрина Российской Федерации. В данном документе отмечено, что Российская Федерация в Мировом океане осуществляет реализацию и защиту свободы открытого моря, включающую свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы. В этой связи Морская доктрина Российской Федерации до 2030 г. подтверждает незыблемость государственного суверенитета, юрисдикции и суверенных прав Российской Федерации, в том числе в открытом море.

«Морские» вопросы содержатся в разработанной «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». В документе акцентированы, в частности, вопросы дальнейшей поступательной динамики морских портов страны, локализации производств по добыче углеводородного сырья в шельфовых зонах Дальневосточного и Арктического бассейнов, развития Северного морского пути как полноценного международного транспортного коридора. Фокусируется внимание и на геополитической значимости приморских (приграничных) территорий, целесообразности их опережающего социально-экономического развития.

В Указе Президента РФ от 20.07.2017 № 327 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года отмечается, что современный этап развития человечества характеризуется расширением экономической и научной деятельности на континентальном шельфе и дне Мирового океана, вовлечением их ресурсного потенциала в промышленное производство (п. 29). В документе обозначена необходимость военно-морского присутствия Российской Федерации в стратегически важных и других районах Мирового океана.

До настоящего времени действуют Указ Президента РФ «О федеральной целевой программе “Мировой океан”» от 17 января 1997 г. и Постановление Правительства РФ от 10 августа 1998 г. № 919 «О федеральной целевой программе “Мировой океан”». Однако, отметим, что поскольку данные нормативно-правовые акты приняты почти двадцать пять лет назад, содержащиеся в них положения не отражают реальное положение дел в сфере интересов России в Мировом океане.

Многие законодательные и подзаконные акты РФ регулируют экономические аспекты рыболовства в открытом море. В частности, в п. 1 ст. 19 Федерального закона РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ отмечено, что промышленно рыболовство открытом море осуществляется на основе действия международных договоров. Рыбный промышленный промысел биоресурсы предоставляется на основании договоров, проведения аукционов.

В Постановлении Правительства РФ от 25 августа 2016 г. № 841 «О требованиях к рыболовству в открытом море в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих рыболовство в открытом море с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации» регулируются вопросы обязанностей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих промышленное рыболовства в открытом море.