Понятие, предмет и задачи философии

Вопрос о том, что есть философия, относится к разряду «вечных» вопросов в общечеловеческой культуре.

Философия (с греч. «любовь к мудрости») является одной из самых древнейших наук. Она возникла в VI в. до Р.Х. в Древней Греции вместе с арифметикой, геометрией, теорией музыки и грамматикой под крылом сильной политической организации, известной нам как школа Пифагора. Ученики Пифагора говорили, что в отличие от других наук, философия — это наука божественная, та, «которой скорее всего мог бы обладать Бог». Аристотель считал философию лучшей из наук.

Споры о философии, ее значимости и ценности не утихают до сих пор. Одни полагают, что философией может заниматься каждый, поскольку она касается любого человека. Другие, наоборот, считают, что постичь философию могут лишь избранные умы.

В литературе нет однозначного ответа на вопрос, что является предметом философии, даже в учебниках. Это связано с тем, что философия изучает фундаментальные вопросы о высших принципах действительности, о первоначалах, об общих принципах и закономерностях бытия, т.е. о глубинной основе мира. Таким образом, с одной стороны, эти вопросы испытывают значительную трансформацию по мере развития человечества, с другой стороны — ответов на многие из этих вопросов нет, поскольку не все открыто человеческому разуму.

В этой связи очень интересны взгляды Бертрана Рассела на предмет философии: ученый называет областью философии так называемую «Ничью землю», промежуточную область, находящуюся между собственно наукой и теологией. Наука дает точное знание людям, теология — догмы, которые принимаются на веру, без каких-либо доказательств. И вот между этими областями есть область философии, подвергающаяся атакам, по мнению ученого, с обеих сторон.

Таким образом, философия — это первооснова, теоретическое ядро для любой науки, а также сердцевина духовной культуры человека и общества.

Предмет философии — всеобщие взаимоотношения в системе «Человек — Мир». Подсистемы системы «Человек — Мир»:

  • 1) генетическая (происхождение),
  • 2) познавательная,
  • 3) аксиологическая (ценностная),
  • 4) праксиологическая (духовно-практическая).

Основные разделы философии, входящие в ее предмет, можно представить следующим образом:

  • онтология (учение о бытии);
  • гносеология (наука о познании);
  • аксиология (наука о ценностях);
  • антропология (наука о человеке);
  • праксиология (наука о практической деятельности человека).

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

Таким образом, можно сказать, что в общем плане предметом философии является бытие как особая сложная система, включающая такие его подсистемы как Мир и Человек. Философия выступает как знание о предельных взаимоотношениях (закономерностях), которые существуют между миром и человеком на всех уровнях бытия.

Но в настоящее время предмет философии трансформируется: развитие данной области науки двигается в направлении познания всего сущего через категорию «человекоразмерности», т.е. на первый план выходят антропологические ценности. Становятся востребованы такие направления, как экзистенциализм и герменевтика, прагматизм и феноменология, неомарксизм и аналитическая философия, а также основные религиозно-философские течения эпохи «постсекулярности».

Задачи философии — это фундаментальные вопросы, на которые пытается ответить эта наука, изучая всеобщие законы развития мира и общества, процесс познания и мышления, нравственные категории и ценности.

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?»).

В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», «Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

Полагаем, что главные задачи философии заключаются в следующем:

  1. Научить человека самостоятельно и творчески мыслить, т.е. развить критическое мышление.
  2. Научить человека задумываться над смыслом своей жизни в частности, и человечества в целом.
  3. Определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит в мире.

Нужно избегать как тоталитарной философии, поскольку невозможно «втиснуть» в рамки этой науки все вопросы бытия, поскольку многое остается и останется непостижимым для человеческого разума. Так и избегать индивидуального «любомудрия», когда сущностные вопросы бытия расцениваются только лишь через призму личного опыта человека.

Как никогда важно развитие критического мышления, используемого для компетентного анализа исследуемых объектов или явлений, что обусловлено не только социокультурной сложностью современного «общества риска» (как точно окрестил его Ульрих Бек), но и современными достижениями метаконцептуального знания, в развитии которого огромную роль играют философские поиски.