Правопонимание — это обобщенная модель, которая отражает основные представления о сущности права.
Возникновение и развитие различных типов правопонимания обусловлено дискуссионностью понятия «источник права», которое является отправным для любой правовой семьи.
В юриспруденции представлены несколько типов правопонимания, возникших в различные исторические периоды, при этом каждое последующее пыталось преодолеть недостатки предыдущего.
Основные типы правопонимания:
1. Позитивизм (нормативизм, легизм). Представители данного типа правопонимания полагают, что право может существовать только в виде общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством. Таким образом, источником права в данном случае может быть только нормативно-правовой акт. В этом смысле понятие «источник права» отождествляется с понятием «формы права». По отношению к конституционному праву для данного типа правопонимания невозможно признание неписанной конституции. Основные представители данного правопонимания — А.В. Аверин, М.И. Байтин, С.С. Алексеев. Нормативизм остается наиболее распространенной доктриной.
Недостатком нормативистского подхода является то, что не всегда санкционированное сувереном общеобязательное требование в нормативном акте может приниматься социумом, в связи с чем обеспечивается только силой государственного принуждения.
2. Естественно-правовой тип правопонимания. Представители данного типа правопонимания полагают, что право должно проистекать из естественных (природных) надсоциальных идей гуманизма, справедливости, свободы, равенства и т.д. Все органы публичной власти должны руководствоваться в своей деятельности естественным правом, «духом» закона, как императивом. В Конституции РФ этот тип правопонимания воплощен в нормах о приоритете принципов международного права, а также о том, что права и свободы человека являются высшей ценностью (ст. 2). Представители данной концепции — М.В. Баглай, В.В. Лазарев.
Недостатком естественно-правового подхода является неопределенность, размытость источников права, а также самих нравственных категорий, которые не имеют точного определения.
3. Социологический тип правопонимания исходит из того, что в праве должна быть выражена концентрированная воля социальной группы. Поэтому нормы права должны создаваться либо непосредственно обществом, либо легитимными выборными представителями этого общества. Следовательно, если нормы права не приняты социумом, то они считаются «мертвыми», вредными. В этом смысле наилучшими источниками права для представителей данной концепции являются обычай, доктрина и судебный прецедент — как многократно апробированные социальные образцы поведения людей. В Конституции РФ этот тип правопонимания воплощен в идее народного суверенитета, в соответствии с которым только народ является источником власти (ст. 3 Конституции РФ). Представители данной концепции А.В. Малышкина, В. Касьянов, В. Нечипуренко.
Недостатком социологического подхода является то, что остается неясным, какие именно явления можно рассматривать в качестве социального эталона и каков реальный механизм достижения всеобщего социального согласия.
4. Интегративный тип правопонимания — представляет синтез (сочетание) классических правовых теорий в попытке совместить их достоинства и избежать недостатков. Этот тип правопонимания полностью соответствует концепции Конституции РФ, которая сочетает в себе нормы естественного и позитивного права.
В науке данный подход представлен либертарно-юридической концепцией В.С. Нерсесянца, социолого-позитивистской (коммуникативной) теорией А.В. Поляковой, естественно-позитивной концепцией В.М. Шафирова и др.
5. Постмодернистский тип правопонимания — исходит из принципиальной невозможности установления объективной истины о праве. Представители данного направления призывают глубже исследовать значение права для отдельного индивида, основываясь на философском понимании культуры, идентичности, языка и т.д. Это тип правопонимания представлен диалогической теорией права И.Л. Честнова и и герменевтической теорией А.И. Овчинникова. Учитывая, что разработка Конституция РФ происходила в начале 1990-х гг., когда постмодернистское правопонимание еще не сформировалось, поэтому оно не отражено в ее нормах.
Таким образом, в целом, различные теории правопонимания дают возможность объективно оценивать процессы и явления правового развития и совершенствовать действующие нормы.