Светское государство: понятие, признаки, типы и примеры

Общее представление об основных типах государственно-церковных отношений

Вопросы религии являются одними из самых сложных проблем, стоящих перед современными государствами. Религиозные вопросы, наряду с национальными и этническими, – это вопросы об идентичности нации, о духовно-нравственной жизни общества, которые не могут быть безразличны для государства.

Всем известным примеры из мировой истории, как религия может сплачивать и разъединять народы и нации. Поэтому практически любое государство уделяет вопросам государственно-церковных взаимоотношений особое место, как правило, закрепляя их основы на конституционном уровне.

В настоящее время выделяются 3 основные модели взаимодействия государства и религиозных объединений:

  • 1 модель «светское государство» – государство отделено от церкви;
  • 2 модель «теократическое государство» –  государственная и церковная власть едины, глава государства выступает и как глава религиозной конфессии;
  • 3 модель «клерикальное государство» – в государстве имеется, как правило, одна религия, имеющая государственный статус, которая наделяется огромными привилегиями, становясь влиятельной политической силой.

Между тем, такая классификация несколько схематична, поскольку с позиций точного основания деления все государства можно разделить только на два вида: светские и не светские.

Клерикализм в современном значении больше характеризует политическое направление, которое использует религию и церковь для усиления своего воздействия на общество.

Поэтому в современной типологии клерикальные государства относят к полу-светским и в целом рассматривают как разновидность светских государств, хотя не все авторы соглашаются с такой точкой зрения.

В русском языке слово «светский» означает нецерковный, мирской, гражданский. Синонимом «светского государства» является «секулярное государство».

В настоящее время во всем мире насчитывается около 200 государств, при этом более половины из них официально являются светскими, и их количество в последние 250 лет увеличивается.

Есть и обратная тенденция – из светского государства оно может превратиться в религиозное, хотя такие примеры единичны и как правило, представляют собой исключение из общих правил. Например, Иран до Исламской революции 1979 г. был секуляризованным имперским государством, замененным затем на Исламскую Республику.

Светское государство по праву связывается с демократическим государством, поскольку в нем религия является частным делом каждого человека и за индивидом сохраняется свобода выбора в данном вопросе.

Иногда можно встретить утверждение, что светское государство – это атеистическое государство. Однако это ошибочное утверждение. Светское государство не поддерживает ни религию, ни безбожие (атеизм), сохраняя нейтралитет в данном вопросе.

Признаки светского государства

Какое государство является светским и какие признаки позволяют отличить его от иных типов государств с позиции государственно-церковных отношений, – это вопрос права.

При этом, в юридической науке представлен широкий плюрализм мнений на то, какие характеристики позволяют идентифицировать государство как светское.

Следует учитывать, что разработанные в правоведении теоретические признаки светского государства и реально существующие современные светские государства – это часто несовпадающие понятия.

Реальная жизнь дает такое разнообразие типов современных государств, что многие из них, даже официально провозгласив себя светскими, в то же время не вписываются в общепринятые теоретические конструкции светского государства.

В связи с этим, с позиции государствоведения иногда затруднительно дать ответ, является ли данное государство светским. Например, Аргентина является светским государством, но законодательно установлено, что «федеральное правительство поддерживает римско-католическую апостольскую религию». Аналогичная ситуация в Армении – хотя Конституция формально отделяет церковь от государства, однако Армянская Апостольская церковь официально является национальной церковью.

Этот список стран можно продолжать – Финляндия, Грузия, Канада, Израиль, Ирландия, Норвегия, Румыния, Турция и т.д. считаются светскими государствами, но отдельные законодательные положения, касающиеся государственно-церковных отношений, вызывают двусмысленность и неоднозначность в вопросах точной характеристики данных государств.

Чтобы проще понять сущность светского государства, важно понимать, что в нем Государство и Церковь – это два автономных образования, основные разграничения между которыми основываются на 3 аспектах:

  1. Институциональный аспект – государство и церковь как социальные институты отделены друг от друга. У государства своя структура органов власти и управления (Президент, Правительство, Парламент и т.д.), у церкви своя (Синод, епархии, приходы и т.д.).
  2. Функциональный аспект – государство и церковь выполняют различные функции. Государство должно заботиться о внешней обороне, финансовой системе, социальной политике и т.д., у церкви совсем иные функции – разъяснять смысл религиозных норм прихожанам, объединять верующих, проводить различные обряды и т.д.
  3. Идеологический (мировоззренческий) аспект – государство руководствуется в своей деятельности объективно-научным мировоззрением, а церковь – религиозным.

Выделяемые в теории те или иные признаки светского государства основываются на трех вышеуказанных аспектах разграничения.

Итак, к основным характеристикам светского государства относятся:

  • Отсутствие какой-либо официально установленной государственной религии. Например, в ст. 14 Конституции РФ указано: «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
  • Ни одно из вероисповеданий не признается обязательным или предпочтительным. Здесь важно различать, что государство может устанавливать конституционный статус какой-либо церкви (например, в Грузии такой статус имеет Грузинская Православная церковь), но не религии.
  • Религиозные организации отделены от государства. В Конституции РФ установлено: «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ч. 2 ст. 14). Это значит, что религиозные организации не участвуют в управлении государством, не выполняют каких-либо государственных функций, государство не может вмешиваться в компетенцию церкви, а церковь в компетенцию государства. Однако государство не может оставаться абсолютно безразличным к деятельности церкви – оно устанавливает правовые рамки деятельности религиозных объединений.
  • Провозглашено равенство религиозных объединений перед законом. Ни одной конфессии не должно быть отдано предпочтений, например, в финансовом плане (предоставление льгот). Этот признак не всегда соблюдаются на практике. Многие светские государства предоставляют льготы определенным конфессиям (например, в Лаосе привилегии имеет буддизм, в России – православие).
  • Провозглашена свобода совести и вероисповедания. В Российской Федерации в соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантирована свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Таким образом, в светском государстве установлена духовная свобода в личной жизни человека, в которую не вправе вмешиваться ни государство, ни частные лица.
  • Гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от убеждений и отношения к религии. Это значит, что человек не может преследоваться и подвергаться гонениям в зависимости от его религиозных убеждений, будь он атеист, православный, католик и т.д. Это также не может выступать как элемент преимущества или дискриминации (например, при устройстве на работу).
  • Религиозные нормы не являются источниками права. Правовая система России носит светский характер, в ней отсутствуют церковные нормы, носящие общеобязательный характер. В то же время, например, Сирию считают полу-светским государством с исламской юриспруденцией.
  • Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. На практике в настоящее время многие светские государства включают религиоведение в курс обязательного образования. Например, в России с 2012 г. в 4-5 классах введен предмет «Основы православной культуры». В ст. 16 ч. 2 Конституции Греции установлено, что «образование включает нравственное, культурное, профессиональное и физическое воспитание, а также развитие религиозного правосознания».
  • Любая деятельность государственных органов должностных лиц не сопровождается религиозными обрядами и церемониями. На практике это соблюдается далеко не всегда. Так, в некоторых светских государствах при инаугурации президенты кладут руку на Божественное писание. Например, в США вступление в должность Президента сопровождается клятвой на Библии, заседания Конгресса США открывают христианские капелланы.

Таким образом, светское государство – это государство, в котором с институциональной, функциональной и идеологической точек зрения государство и церковь выступают как автономные образования, они отделены и относительно независимы друг от друга, при этом гарантируются основные демократические права и свободы граждан и организаций в духовной сфере.

 Основные типы светских государств

В зависимости от взаимоотношений между государством и церковью выделяются несколько основных типов светских государств:

1. Эквипотенциальный тип (от латин. «аequus» – равный) – государство позиционирует себя максимально внерелигиозно, стремится дистанцироваться и изолироваться от церкви и различных религиозных институтов. К иным признакам эквипотенциального светского государства относятся:

  • провозглашение свободы совести и равенства религиозных перед законом и во взаимоотношениях с институтами государства;
  • установление запрета на использование религиозных атрибутов в государственной символике;
  • отсутствие в государственной судебной системе особых духовных или религиозных судов.

Эквипотенциальная модель характерна для современной Японии, КНР, Южной Кореи и США (только отчасти).

2. Преференциальный тип (лат. «praeferentia» – предпочтительный, преимущественный) – характеризует «мягкий» режим отделения религиозных объединений от государства.

В преференциальных светских государствах в силу исторической обусловленности выделяется одна (реже несколько, например, в Германии две – лютеранство и католицизм) религии, которым предоставляется льготный режим существования и деятельности.

Закрепление подобного статуса за определенной религией возможно официально, например, на конституционном уровне, либо неофициально, в силу сложившихся традиций. Например, в Конституции Дании официальная церковь, которая пользуется поддержкой государства, – это Евангелическо-лютеранская церковь (ст. 4), ее устав устанавливается законом.

Нужно обратить внимание на принципиальное положение о том, что законодатель использует термин «государственная религия», но не «общеобязательная». Таким образом, государство поддерживает определенную религию в силу, как правило, исторических традиций, но не навязывает ее гражданскому обществу как единственно возможную, сохраняя для граждан свободу совести и вероисповедания.

3. Контаминационный тип (лат. «contaminatio» – смешение, соединение) – границы между светской и религиозной системами в таком государстве размыты. Религиозное право оказывает влияние на правовую систему государства.

Несмотря на то, что конституции контаминационных стран закрепили отделение религиозных объединений от государства, на практике они играют важную роль, фактически являясь государственной религией. Например, в Лаосе, Шри-Ланке, Таиланде, Монголии такой религией является буддизм, в Индии и Непале – индуизм. Такая модель характерна и для государств так называемого исламского мира.

4. Идентификационный тип (лат. «identifico» – отождествление) – расширенное сотрудничество государства с несколькими религиозными объединениями на основе партнерства.

Отличие данного типа от преференциального заключается в том, что здесь более жесткое отделение государства от религиозных объединений, сотрудничество государства происходит с несколькими религиозными объединениями без ярко выраженного предпочтения, граждане сами активно заявляют свою религиозную идентичность.

Идентификационная модель наиболее подходит для многонациональных государств, которые имеют зачастую печальный опыт гонений на религию, в связи с чем исторические традиции бывают частично утеряны или реконструированы (Россия, Франция, Украина и др.).

Таким образом, несмотря на большое разнообразие типов и подтипов светских государств, во всех из них императивно установлен принцип отделения церкви от государства, который является основополагающим для характеристики светского государства.

В целом, жизнь показывает, что в реальной жизни не существует в абсолютном чистом виде светского государства.

Современная российская практика также демонстрирует отход от конституционных принципов светскости государства. Например, в обновленной в 2020 году Конституции Российской Федерации появилось положение о том, что Россия в целях сохранения государственного единства чтит память предков, сохраняя и веру в Бога (ч. 2 ст. 67.1).