Содержимое:
- Предпосылки (причины) отмены крепостного права в России
- Подготовка и проведение реформы
- Значение Крестьянской реформы 1861 г.
Предпосылки (причины) отмены крепостного права в России
К середине XIX в. на европейском континенте Россия оставалась практически одной из последних стран, сохранившей крепостное право: в Англии оно было отменено в XVI в., в Германии в 1807-1809 гг. Надо сказать, что идеи о об отмене крепостного права из уст российских государей высказывались еще за 100 лет до его отмены, начиная с Екатерины II. При этом, власть постепенно делала шаги к смягчению положения крестьянства – так, Павел I ввел ограничение барщины 3 днями в неделю, Александр I прекратил раздачу государственных крестьян в частную собственность, Николай I урегулировал и смягчил систему наказаний, которую могли применять помещики к крестьянам.
Предпосылками отмены крепостного права в России стал комплекс социально-политических, экономических, философских, нравственных и иных факторов.
1. Социально-политические причины. Одной из основных причин проведения Крестьянской реформы 1861 г. стало растущее недовольство своим закрепощенным положением крестьянства, которое фактически являлось собственностью помещиков. Власть боялась серьезных крестьянских бунтов, видя в них реальную угрозу для своего существующего строя. Чего только стоили восстания под предводительством Болотникова (1601-1607 гг.), Разина (1670-1671 гг.) Пугачева (1773-1775 г.), имеющие действительно устрашающий для государственной власти характер. По словам А.X. Бенкердорфа, крепостное право превратилось в «пороховой погреб под государством». Особенно угрожающий характер крестьянские волнения стали приобретать после Отечественной войны 1812-1815 гг., ведь крестьянство, выиграв тяжелую войну с Наполеоном, надеялось на отмену крепостного права как на вознаграждение за свою победу. Эти чаяния полностью разделяли и представители либерально настроенного дворянства, которые понимали насколько свободны и равноправны граждане в Европе. Значительную роль сыграло и поражение в Крымской войне, показавшее бессилие политического режима, сложившегося при Николае I. После неудачи в Крымской войне крестьянские недовольства вновь усилились.
Ситуация с крестьянскими волнениями приобрела настолько острый характер, что ее можно было определить, как предреволюционную. Именно поэтому известно высказывание Александра II, сделанное в 1856 г. после вступления на престол: «… Гораздо лучше, чтобы это [отмена крепостного права] произошло свыше, нежели снизу».
Необходимость освобождения крестьян признавалась многими государственными деятелями, а также разделялась и российским обществом. Только помещики выступали категорически против отмены крепостного права, боясь потерять источник своего дохода – так, по утверждению Л.Н. Толстого, 9 из 10 помещиков выступали против освобождения крестьян.
2. Экономические причины. Длительное время среди историков доминировала точка зрения, что кризис крепостничества стал одной из основных причин отмены крепостного права. В качестве доказательств приводились данные о большом росте задолженности помещиков (в залоге у банков находились многие поместья), снижении доходности от ведения помещичьего хозяйства, отсутствии экономических стимулов труда у юридически несвободных крестьян и т.п. Однако, в настоящее время все больше ученых-экономистов признают, что крепостная система хозяйства далеко не исчерпала свой потенциал развития и не находилась в состоянии глубокого экономического кризиса, о чем свидетельствуют, например, данные об экспорте аграрной продукции.
Тем не менее, хотя крепостная система хозяйства в России и обладала к началу реформы ресурсом использования в аграрном секторе, однако, она превратилась в тормоз для дальнейшего развития, учитывая растущую экономику Европы и процесс индустриализации.
Также отметим, что государство «проигрывало» в экономическом плане, проведя Крестьянскую реформу 1861 г. Ведь при крепостном праве чуть более 100 тыс. помещиков самостоятельно управляли крестьянским населением в 22 млн человек, включая организацию сбора налогов, призыва в армию, поддержания правопорядка и т.д., не получая за этого никакого государственного вознаграждения.
3. Философские и нравственные факторы. Прогрессивные умы в России всегда считали крепостное право противоестественным состоянием для человеческой природы. В нравственно-политическом Отчете III Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии за 1857 г. отмечалось, что « …люди разных сословий, не имеющих ввиду потерь, все с восторгом прославляют мысль об уничтожении крепостного права. Они доказывают – и весьма справедливо, что положение крепостного человека – есть состояние неестественное, противное разуму и христианской вере, что человек в рабстве перестает быть человеком и делается вещью, что ныне время для преобразований настало и что обстоятельства достаточно для сего созрели».
Кроме этого, росло самосознание самих крестьян – если ранее крепостная система хоть как-то поддерживалась на принципе симметричности обязательств сословий – крестьяне служили помещикам, а помещики – государству, – то после освобождения дворянства от обязанности несения государственной службы в 1762 г. (подтвержденного в 1785 г.), это равновесие серьезно пошатнулось, лишившись социально-нравственного основания и опоры.
Именно неприятие крепостничества как института социального принуждения и бесправия в соединении с внешними и внутренними угрозами для государства определяли главный мотив деятельности реформаторов.
Подготовка и проведение Крестьянской реформы 1861 г.
В начале подготовки реформ Александр II учреждает Секретный комитет, который, однако, никакой особой работы не провел. В 1857 г. императором издается рескрипт (предписание), который был опубликован, что само по себе было событием, так как впервые после долгих лет николаевского царствования правительство ознакомило общество со своими намерениями. После его публикации начались бурные правительственные и общественные дебаты об освобождении крестьян. Предлагались различные проекты, включая не отмену крепостного права, а лишь некоторое смягчение прав крестьянства. Ход дискуссий предопределялся основополагающим тезисом о недопустимости превращения крепостных в настоящих рабов, в частную собственность хозяев, так как этому препятствовал более высокий по сравнению с XVIII столетием уровень нравственной и социальной жизни общества. «Развязка» мыслилась поместным дворянством только как выкупная операция, так как «земля, которой пользовались крестьяне до 1861 г., была признана полной собственностью помещиков».
Самой выдающейся личностью, не побоявшейся взять на себя политическую ответственность за слом крепостного права, стал сам император Александр II, вошедший в историю как «Александр-Освободитель». Несмотря на отсутствие инициативы со стороны «привилегированного класса», противодействия и даже угроз от консерваторов-дворян в проведении Крестьянской реформы, Александр II сделал важнейший для истории России шаг, на который не осмеливались его предшественники, освободив крестьян от крепостного гнета. Александр II писал: «… Я слишком убежден в правоте возбужденного нами святого дела, чтобы кто-либо мог остановить меня в довершении оного».
Среди преданных императору единомышленников, которые считали своим священным долгом помочь Александру II в проведении Крестьянской реформы стали: Ростовцев Я.И. – Председатель Редакционных комиссий, Ланской С.С. – министр внутренних дел, Великий князь Константин Николаевич – брат императора, председатель Главного комитета по крестьянскому делу, Н.А. Милютин – председатель Земского отдела при Центральном статистическом комитете Министерства внутренних дел, Заблоцкий-Десятовский А.П. – директор департамента земледелия Министерства государственных имуществ), Я.А. Соловьев, Д.Н. Блудов (главноуправляющий Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, – председатель Государственного Совета) и др.
Юридическими документами проведения Крестьянской реформы стали:
- Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости от 9 февраля (3 марта по н. ст.) 1861 г. («О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»);
- Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшее из 17 законодательных актов.
Манифест был оглашен в Прощённое воскресенье 5 марта в Успенском соборе Кремля и в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге, а затем и в других городах.
В самом Манифесте 1861 г. приводилось 2 аргумента отмены крепостного права:
- сохранение крепостной зависимости не обеспечивает «равномерной деятельности в отношении к людям крепостным», а «уменьшение непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам» открывает «путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния»;
- кроме этого, отмена крепостного права рассматривалась как «завещание предшественников наших».
Принятые юридические документы об отмене крепостного права разрешали 4 основных вопроса:
- вопрос о личном освобождении крестьян от власти помещиков;
- вопрос о земельных наделах и повинностях для освобожденных крестьян;
- вопрос выкупа крестьянами своих земельных наделов;
- вопрос организации крестьянского управления.
1. Личная свобода крестьян была закреплена «раз и навсегда» и без всякого выкупа. В то же время, если в тогдашней Европе личная свобода человека была естественной и неотчуждаемой уже от рождения, то в России она «всемилостивейше даровалась» монархом.
2. Впервые в истории российского права частновладельческие крестьяне получили субъективные права. Так, в первой главе Общих Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, было закреплено:
- лица, освобожденные от крепостного состояния, получили статус свободных сельских обывателей, т.е. полную гражданскую правоспособность, за исключением отдельных сословных прав и обязанностей (ст. 1,2);
- крестьянские дома, хозяйственные постройки и движимое имущество крестьян признавалось их личной собственностью;
- крестьяне получили право выкупать в собственность «усадебную их оседлость» (придомовой участок);
- с согласия помещиков они могли приобретать в собственность, на основании общих законов полевые земли и другие угодья сверх усадебной оседлости (ст.12);
- право участия на сходах в составлении мирских приговоров и выборах; отправлять по выборам общественные должности и др.
- крестьяне стали субъектами права, на которых распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейных (ст.21):
- они получили право наследования имущества по обычаям (ст.38);
- право заключать договоры, обязательства и подряды, дозволенные законом (ст.22);
- некоторые процессуальные права по искам, жалобам, ходатайствам и суду (ст.24).
3. Земельные наделы выделялись на принципе коллективного владения, т.е. собственником земли становился не сам крестьянин, а крестьянская община. Размер земельных наделов отличался по губерниям, и в целом колебался от 3 до 12 десятин на одного крестьянина. Однако крестьянин имел право выкупить земельный участок в частную собственность, но при согласии 2/3 общинников (ст. 36 Общих положений). Сельское общество могло 2/3 голосов принять решение о переходе от общинного к подворному землепользованию. По-прежнему за пользование надельной землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк без права отказа в течение 49 лет.
Кроме этого, крестьяне получали землю не бесплатно, а должны были выкупить ее у помещика. Поскольку таких денег у них не было, то государство выплачивало за них помещикам 80% от выкупной цены земли (которая в несколько раз превышала ее рыночную стоимость), а крестьяне должны были выплатить помещику остальные 20%, и выкупными платежами в течение 49 лет вернуть выплаченные за них деньги в государственную казну под 6% годовых. С учетом этого, получилось, что крестьяне в 3 раза переплатили за выкуп земли аннуитентными платежами. Кроме этого, платежи основывались на коллективной ответственности сельского общества (круговая порука).
4. Учреждалось крестьянское самоуправление, которому передавался сбор податей и ряд судебных полномочий. Хозяйственно-административной единицей стало сельское общество с органами управления в виде сельского старосты и сельского схода. На уровне уезда и губернии на основании «Положения о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениям» создавались государственные органы местного крестьянского управления. Проведением в жизнь всех аспектов реформы на местах занимались мировые посредники (чаще всего из помещиков).
Значение Крестьянской реформы 1861 г.
Из положительных последствий ее проведения можно назвать следующие:
- стала первым системным преобразованием, нацеленным на консолидацию российского общества;
- был юридически оформлен правовой статус свободного российского поданного, обладающего общим набором юридических возможностей и обязанностей перед государством;
- послужила толчком к преобразованиям в других общественных и государственных сферах;
- создала значительные возможности для аграрного развития России;
- были заложены серьезные политические основания формирования гражданского общества в России.
Крестьянская реформа носила новаторский характер и не была «западническая», поскольку ее проведение основывалось на учете именно российских факторов. Александр II говорил, что «…Мы хотели избегнуть того, что происходило за границей, где преобразование совершалось почти везде насильственным образом…».
Кроме этого, глобальный вопрос перераспределения прав собственности на землю осуществилось без разрушительных потрясений (т.е. «без шока»).
Однако, Крестьянская реформа, как и любая другая, проводимая «сверху», была компромиссной, половинчатой и имела много недостатков. Больше всего выгод от ее проведения получили помещики, а меньше всего сами крестьяне. По словам современника тех дней: «Помещики… Положением… довольны: многие из них открыто высказываются, что ожидали гораздо больших усечений своим интересам, с другой стороны, крестьяне еще не могут понять своего будущего; в настоящем же они видимо ожидали больших льгот».
Особенно тяжела реформа стала для крестьян на начальном этапе ее проведения. В крестьянских рядах ходил даже слух, что царь издал другой манифест об их освобождении, а чиновники на местах их обманули. Свидетельством этому стали массовые выступления крестьян в 1861-1863 гг., которые затем постепенно затихли.
Можно согласиться, что реформа гораздо меньше дала крестьянству, чем это можно было осуществить, что фактически привело к их обнищанию и заложило предпосылки к череде революций в начале XX в. в 1905-1917 гг.
Самыми значимыми в этом случае являются два факта:
- 1) потеря крестьянами земли, которую они традиционно обрабатывали в своих хозяйствах (так называемые «отрезки», которые составили в среднем по стране около 20%), и
- 2) тяжелые выкупные платежи за земли, назначенные крестьянам.
Но в целом реформа была успешной, способствовала разрешению чрезвычайно острых социальных противоречий в стране и убрала преграды для индустриализации и ускорения экономического роста. Были созданы условия для формирования всесословного самоуправления, активизации общественной инициативы в политической сфере.