Общая характеристика конституционного права Великобритании
Конституционное право Великобритании отличается от других стран, где действующая писаная Конституция четко определяет предмет конституционного права. Именно поэтому как отмечает М.В. Баглай, строго научного разграничения между конституционным и всем остальным правом в Великобритании нет. По этой причине в Соединенном Королевстве в связи с отсутствием кодификаций и официальной систематизации права, даже юристы испытывают определенные трудности с разграничением отраслей права.
Традиционно к предмету конституционного права относят:
- характеристику Основного закона страны (Конституции);
- правовой статус человека и гражданина;
- органы государственной власти, порядок их взаимоотношений;
- местное самоуправление и др.
Характерные черты и особенности Конституции Великобритании
В Великобритании нет конституции в обычном конкретном смысле, а действует конституция в абстрактном значении этого понятия.
Характерные черты конституции:
1) Британская конституция является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.
2) Британская конституция является неписаной. Отсутствие единого писаного текста позволяет говорить о трех составляющих Британской конституции:
- статутное право (Statute Law);
- общее право (Common Law);
- конституционные соглашения (Constitutional conventions).
3) Конституция Великобритании является «гибкой» конституцией, поскольку в английском праве нет различия между «конституционным» и «текущим» законом. Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться неконституционными.
Особенности конституционного статуса человека
Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (хотя Великобритания – монархия, употребляется термин «граждане», а не «подданные») обладают всей полнотой прав и свобод.
Одной из особенностей конституционного статуса человека в Великобритании является то, что отсутствует системное изложение его прав, свобод и обязанностей.
Личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы устанавливаются и регулируются статутами, прецедентами, обычаями.
Ключевой среди личных прав и свобод выступает свобода личности – право не подвергаться произвольному и безосновательному физическому ограничению свободы. Основным документом в этой сфере является действующий по сей день Хабеас корпус акт 1679 г. В Великобритании основное внимание уделяется обеспечению эффективной защиты прав и свобод, прежде всего, судебной.
Особенности государственного устройства Великобритании
В состав Великобритании входят Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия, ряд других территорий. Исторически Великобритания сложилась как уния, отсюда и ее полное название – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Особенности современного государственного устройства коренятся именно в этом. Статус территорий, входящих в состав Великобритании, различен. В последние годы обозначилась тенденция к расширению их автономии, что именуется деволюцией. Решения об этом были приняты на референдумах. Содержание автономии в этих территориальных образованиях также различно.
Существую территории с особым статусом (остров Мэн и ряд других островов в непосредственной близости от Великобритании) и зависимые территории, или «заморские владения» (Гибралтар, остров Святой Елены, Фолклендские острова, Бермудские острова и др.).
Административно-территориальные единицы в Великобритании – графства, округа, приходы (в сельской местности). Так, в Англии 45 графств. В отдельную административно-территориальную единицу, не входящую в систему графств, выделен Большой Лондон, который состоит из 32 городских районов и Сити.
Парламент Великобритании
Британский Парламент является классическим примером так называемой «вестминстерской модели» и состоит из двух палат – Палаты общин и Палаты лордов, а также являющегося его составной частью монарха.
Палата общин избирается сроком на пять лет на основе мажоритарной системы относительного большинства в составе 659 депутатов на сегодняшний день. Палата лордов пока имеет членов четырех видов. Два из них занимают место в Палате лордов по должности: духовные лорды (высшие иерархи англиканской церкви) и судебные лорды (их 12, они назначаются для выполнения судебных функций Палаты).
Основное полномочие – законодательствование. Полномочия парламента по принятию биллей фактически неограниченны. В последние годы получило развитие делегирование законодательных полномочий правительству (Кабинету министров). Палата лордов также обладает судебными полномочиями и статусом высшего судебного органа в стране.
Монарх
Великобритания является парламентарной монархией. Положение монарха (короля или королевы) в системе власти определяется формулой «царствует, но не правит». Его задача -символизировать стабильность государственных институтов.
При этом он наделен формально достаточно большими возможностями – как закрепленными статутами (таких не очень много), так и рассматриваемыми как прирожденные полномочия монарха (прерогативы существуют постольку, поскольку не ограничены статутами). Прерогативы касаются личного статуса монарха (личные прерогативы) и его места в системе власти (политические прерогативы).
Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании установлена кастильская система престолонаследия. В соответствии с ней наследование трона осуществляется старшим сыном, а при отсутствии сына – старшей дочерью. Сам монарх может назначить другого наследника.
Правительство
Исполнительная власть Великобритании осуществляется Правительством, которое состоит из руководителей министерств и иных ведомств, государственных министров (заместителей министров, являющих профессионалами в соответствующей сфере управления и сохраняющих полномочия независимо от смены министров и от того, какая партия формирует правительство), парламентских секретарей (заместителей министра по связям с парламентом), ряда других должностных лиц.
Правительство возглавляет премьер-министр. Его полномочия вытекают из политических традиций и обычаев, в частности, охватывают отдельные полномочия, относящиеся с формальной точки зрения к прерогативам монарха.
Премьер-министр формирует Правительство и руководит его деятельностью, осуществляет контроль за исполнением решений правительства министерствами и ведомствами. Официально он занимает должность первого лорда Казначейства. Благодаря набору своих полномочий он играет ключевую роль.
Судебная система Великобритании
Судебная система Великобритании отличается некоторой архаичностью и запутанностью, хотя работает она достаточно эффективно, а также наличием собственных судебных систем: а) в Англии и Уэльсе; 6) в Шотландии; в) в Северной Ирландии; г) на некоторых островных территориях. Для судебной системы Великобритании характерно активное использование рассмотрения дел с участием присяжных заседателей.
Судебная система Англии и Уэльса включает в себя: Верховный суд, состоящий из Апелляционного суда, Высокого суда и Суда короны (это высшие суды); суды магистратов и суды графств (это низшие суды). Это суды общей юрисдикции.
Кроме того, есть система административных трибуналов нескольких подвидов в зависимости от отрасли управления. Их разновидностью являются и промышленные трибуналы, рассматривающие трудовые споры. Создаются и апелляционные трибуналы: для каждого подвида административных трибуналов – свой. В Англии и Уэльсе действуют также военные и церковные суды, в компетенцию которых входит соответственно рассмотрение дел о правонарушениях военнослужащих и лиц духовного звания. В качестве специализированных действуют суды по делам несовершеннолетних.
Органы местного самоуправления и управления
Местное самоуправление в административно-территориальных единицах осуществляется в основном по сходной схеме, хотя местное самоуправление в Англии и Уэльсе, Шотландии, Северной Ирландии, а также на других территориях отличается определенной спецификой.
Население избирает местный совет (в небольших по численности поселениях его заменяет сход). Члены советов (советники) работают на непостоянной основе.
Основная форма работы совета – сессия. Совет избирает из своего состава председателя (в городах он именуется мэром).
Исполнительные функции выполняют сформированные советом и состоящие из советников и других лиц комитеты. Нет советов в графствах Северной Ирландии и шести мегаполисах Великобритании, т.е. в крупных городах.