Конституционное право Великобритании

Общая характеристика конституционного права Великобритании

Конституционное право ВеликобританииКонституционное право Великобритании отличается от других стран, где действующая писаная Кон­ституция четко определяет предмет конституционного права. Именно поэтому как отмечает М.В. Баглай, строго научного разграничения между конституционным и всем остальным правом в Великобритании нет. По этой причине в Соединенном Королевстве в связи с отсутствием кодификаций и официальной систематизации права, даже юристы испытывают определенные трудности с разграничением отраслей права.

Традиционно к предмету конституционного права относят:

  • характеристику Основного закона страны (Конституции);
  • правовой статус человека и гражданина;
  • органы государственной власти, порядок их взаимоотношений;
  • местное самоуправление и др.

Характерные черты и особенности Конституции Великобритании

В Великобритании нет конституции в обычном конк­ретном смысле, а действует конституция в абстрактном значении этого понятия.

Характерные черты конституции:

1)     Британская конституция является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

2)     Британская конституция является неписаной. Отсутствие единого писаного текста позволяет говорить о трех составляющих Британской конституции:

  • статутное право (Statute Law);
  • общее право (Common Law);
  • конституционные соглашения (Constitutional conventions).

3)     Конституция Великобритании является «гибкой» конституцией, поскольку в английском праве нет различия между «кон­ституционным» и «текущим» законом. Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться неконституционными.

Особенности конституционного статуса человека

Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (хотя Великобритания – монархия, употребляется термин «граждане», а не «подданные») обладают всей полнотой прав и свобод.

Одной из особенностей конституционного статуса человека в Великобритании является то, что отсутствует системное изложение его прав, свобод и обязанностей.

Личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы устанавливаются и регулируются статутами, прецедентами, обычаями.

Ключевой среди личных прав и свобод выступает свобода личности – право не подвергаться произвольному и безосновательному физическому ограничению свободы. Основным документом в этой сфере является действующий по сей день Хабеас корпус акт 1679 г. В Великобритании основное внимание уделяется обеспечению эффективной защиты прав и свобод, прежде всего, судебной.

Особенности государственного устройства Великобритании

В состав Великобритании входят Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия, ряд других территорий. Исторически Великобритания сложилась как уния, отсюда и ее полное название – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Особенности современного государственного устройства коренятся именно в этом. Статус территорий, входящих в состав Великобритании, различен. В последние годы обозначилась тенденция к расширению их автономии, что именуется деволюцией. Решения об этом были приняты на референдумах. Содержание автономии в этих территориальных образованиях также различно.

Существую территории с особым статусом (остров Мэн и ряд других островов в непосредственной близости от Великобритании) и зависимые территории, или «заморские владения» (Гибралтар, остров Святой Елены, Фолклендские острова, Бермудские острова и др.).

Административно-территориальные единицы в Великобритании – графства, округа, приходы (в сельской местности). Так, в Англии 45 графств. В отдельную административно-территориальную единицу, не входящую в систему графств, выделен Большой Лондон, который состоит из 32 городских районов и Сити.

Парламент Великобритании

Британский Парламент является классическим примером так называемой «вестминстерской модели» и состоит из двух палат – Палаты общин и Палаты лордов, а также являющегося его составной частью монарха.

Палата общин избирается сроком на пять лет на основе мажоритарной системы относительного большинства в составе 659 депутатов на сегодняшний день. Палата лордов пока имеет членов четырех видов. Два из них занимают место в Палате лордов по должности: духовные лорды (высшие иерархи англиканской церкви) и судебные лорды (их 12, они назначаются для выполнения судебных функций Палаты).

Основное полномочие – законодательствование. Полномочия парламента по принятию биллей фактически неограниченны. В последние годы получило развитие делегирование законодательных полномочий правительству (Кабинету министров). Палата лордов также обладает судебными полномочиями и статусом высшего судебного органа в стране.

Монарх

Великобритания является парламентарной монархией. Положение монарха (короля или королевы) в системе власти определяется формулой «царствует, но не правит». Его задача -символизировать стабильность государственных институтов.

При этом он наделен формально достаточно большими возможностями – как закрепленными статутами (таких не очень много), так и рассматриваемыми как прирожденные полномочия монарха (прерогативы существуют постольку, поскольку не ограничены статутами). Прерогативы касаются личного статуса монарха (личные прерогативы) и его места в системе власти (политические прерогативы).

Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании установлена кастильская система престолонаследия. В соответствии с ней наследование трона осуществляется старшим сыном, а при отсутствии сына – старшей дочерью. Сам монарх может назначить другого наследника.

Правительство

Исполнительная власть Великобритании осуществляется Правительством, которое состоит из руководителей министерств и иных ведомств, государственных министров (заместителей министров, являющих профессионалами в соответствующей сфере управления и сохраняющих полномочия независимо от смены министров и от того, какая партия формирует правительство), парламентских секретарей (заместителей министра по связям с парламентом), ряда других должностных лиц.

Правительство возглавляет премьер-министр. Его полномочия вытекают из политических традиций и обычаев, в частности, охватывают отдельные полномочия, относящиеся с формальной точки зрения к прерогативам монарха.

Премьер-министр формирует Правительство и руководит его деятельностью, осуществляет контроль за исполнением решений правительства министерствами и ведомствами. Официально он занимает должность первого лорда Казначейства. Благодаря набору своих полномочий он играет ключевую роль.

Судебная система Великобритании

Судебная система Великобритании отличается некоторой архаичностью и запутанностью, хотя работает она достаточно эффективно, а также наличием собственных судебных систем: а) в Англии и Уэльсе; 6) в Шотландии; в) в Северной Ирландии; г) на некоторых островных территориях. Для судебной системы Великобритании характерно активное использование рассмотрения дел с участием присяжных заседателей.

Судебная система Англии и Уэльса включает в себя: Верховный суд, состоящий из Апелляционного суда, Высокого суда и Суда короны (это высшие суды); суды магистратов и суды графств (это низшие суды). Это суды общей юрисдикции.

Кроме того, есть система административных трибуналов нескольких подвидов в зависимости от отрасли управления. Их разновидностью являются и промышленные трибуналы, рассматривающие трудовые споры. Создаются и апелляционные трибуналы: для каждого подвида административных трибуналов – свой. В Англии и Уэльсе действуют также военные и церковные суды, в компетенцию которых входит соответственно рассмотрение дел о правонарушениях военнослужащих и лиц духовного звания. В качестве специализированных действуют суды по делам несовершеннолетних.

Органы местного самоуправления и управления

Местное самоуправление в административно-территориальных единицах осуществляется в основном по сходной схеме, хотя местное самоуправление в Англии и Уэльсе, Шотландии, Северной Ирландии, а также на других территориях отличается определенной спецификой.

Население избирает местный совет (в небольших по численности поселениях его заменяет сход). Члены советов (советники) работают на непостоянной основе.

Основная форма работы совета – сессия. Совет избирает из своего состава председателя (в городах он именуется мэром).

Исполнительные функции выполняют сформированные советом и состоящие из советников и других лиц комитеты. Нет советов в графствах Северной Ирландии и шести мегаполисах Великобритании, т.е. в крупных городах.