Избирательные системы европейских стран

Выбор той или иной избирательной системы является одним из важнейших институциональных решений для любой демократии.

Конкретная избирательная система оказывает существенное влияние на всю политическую жизнь страны, форму правления, политический режим и т.д., а учитывая, что однажды избранные избирательные системы часто остаются неизменными в течение длительного времени, государства крайне внимательно подходят к данному вопросу.

В то же время, нужно отметить, что, как справедливо отмечается исследователями, избирательные системы крайне редко проектируются сначала на бумаге, а потом воплощаются в реальной жизни; на практике это происходит, как правило, путем достижения определенного компромисса между конкурирующими политическими фракциями, борющимися за власть. Во многих странах избирательные реформы был осуществлены правящими партиями, которые на момент их проведения имели большинство в парламенте.

В целом, в мире существуют две основные избирательные системымажоритарная и пропорциональная, которые имеют массу разновидностей, а также смешанные системы, в которых в той или иной форме применяются элементы обеих систем.

С позиции демократичности основное значение для характеристики избирательной системы имеют три критерия:

  • репрезентативность, то есть способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил;
  • простота механизма выборов;
  • корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах.

Мажоритарная (франц. majorité – большинство) избирательная система достаточно проста – победившим считается тот, кто набрал большее количество голосов. Исходя из этого, данная система применяется, как правило, на выборах президентов, губернаторов, т.е. единоличных лиц, однако, возможно ее применение и для коллегиальных органов – в этом случае создаются, как правило, одномандатные округа, в каждом из которых побеждает один депутат. В США избрание выборщиков президента осуществляется в многомандатных избирательных округах также по мажоритарной системе, выбор осуществляется за списки кандидатов, и выигравший список получает все мандаты от округа.

Большим минусом мажоритарной системы является то, что «победивший забирает все», а те голоса, которые были поданы за других кандидатов, остаются потерянными, при этом, в своей совокупности они могут значительно превосходить голоса, поданные за победителя.

Таким образом, часто результаты выборов по мажоритарной системе считаются несправедливыми и нерезультативными, поскольку критерий репрезентативности остается нереализованным, т.к. оппозиционные взгляды не представлены в выборном органе в той мере, в какой они есть в обществе. Еще одним недостатком мажоритарной системы является невозможность осуществить отзыв депутата.

Пропорциональная избирательная система старается преодолеть явную несправедливость мажоритарной по отношению к участвующим в выборах политическим акторам, поэтому при ее применении в парламенте могут быть представлены различные политические партии, исходя из количества подданных за них голосов, которые распределяются пропорционально.

В то же время, пропорциональная избирательная система, обеспечивающая хорошее соотношение голосов и мест в парламенте, может затруднить установление стабильного большинства. С нестабильными или меняющимися правящими коалициями избирателям становится все труднее привлекать правительства к ответственности. Ключевым вопросом в этом балансе или компромиссе является степень пропорциональности избирательной системы.

Даже в рамках демократических систем выбор избирательной системы может влиять на легитимность институтов. Например, австралийский Сенат в период с 1919 по 1946 год избирался по крайне непропорциональной избирательной системе (альтернативное голосование в многомандатных округах), что приводило к однобоким и непредставительным результатам. Это подрывало фактическую легитимность данного органа в глазах не только правительства, но и главное, избирателей. После того, как в 1948 году система была изменена на более справедливую пропорциональную систему (единый переданный голос), Сенат стал восприниматься как более авторитетный и представительный, и, таким образом, уважение к нему и его относительная важность в принятии решений возросли.

В настоящее время из 43 стран, которые территориально расположены в Европе (исключая Россию), 40 используют ту или иную форму пропорциональной избирательной системы. К оставшимся 3 странам относятся: Великобритания, Франция и Беларусь, которые применяют мажоритарную избирательную систему.

Из европейских стран, применяющих пропорциональную систему, 31 государство (Австрия, Болгария, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Греция, Исландия, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Молдова, Испания, Швеция и Швейцария и др.) применяет голосование по партийным спискам (PR). Эта система голосования означает, что избиратели голосуют не за конкретного депутата, а за саму партию, при этом списки кандидатов могут быть как открытыми, так и закрытыми. В системах «открытых» списков каждая партия представляет список кандидатов, и граждане могут выбирать, за какого кандидата голосовать (или – в некоторых системах – они могут голосовать только за партию). Голос за кандидата засчитывается как голос за партию этого кандидата.

Ирландия и Мальта используют систему единого переводного голоса (STV) для избрания своих представителей. Как и в случае с партийными списками, избиратели выбирают небольшую группу представителей в больших районах, таких, как небольшой город или округ, а не одного депутата в небольших округах, как например, как в Великобритании. Чтобы быть избранным, кандидат должен набрать определенное количество голосов. Эта квота основана на количестве мест, которые должны быть заполнены, и количестве поданных голосов. Если кандидат набирает достаточное количество голосов для победы или, наоборот, не имеет никаких шансов на победу, то голос избирателя передается следующему кандидату, которого избиратель выбрал в виде последующего. При данной системе избиратели могут выбирать между кандидатами от одной и той же или разных партий, что стимулирует их выдвигать кандидатов, отражающих разнообразие общества. Избиратели также могут голосовать за независимых кандидатов, не беспокоясь о «растрате» своего голоса.

Из 7 европейских стран, использующих смешанную систему, две – Германия и Венгрия – избирают своих представителей по пропорциональной системе со смешанным пропорциональным представительством членов (MMP), которое также известно, как система дополнительных членов (AMS) в Великобритании. Эта система создана для того, чтобы обеспечить пропорциональный парламент, но также сохранить одного местного депутата. У избирателей есть два избирательных бюллетеня. На первом – список кандидатов, которые хотят стать местными депутатами. Избиратель отмечает крестиком предпочтительного кандидата, и тот, кто наберет наибольшее количество голосов, выигрывает и получает место, даже если большинство людей за него не голосовало. На втором избирательном бюллетене – список партий, претендующих на места в парламенте. Каждая партия публикует список кандидатов на эти выборы, голосование за партию – это голосование за то, чтобы сделать больше своих кандидатов в депутаты. Места распределяются пропорционально количеству голосов, полученных партией на выборах, а также с учетом того, сколько мест «первого голоса» она получила.

Остальные 5 стран (Андорра, Италия, Литва, бывшая Югославская Республика Македония и Украина) объединяют ряд систем голосования. Они, как правило, менее пропорциональны, поскольку распределение мест в списке PR не учитывает первые места после постов. В Италии, например, 37% мест в Палате депутатов (итальянской Палате общин) распределяются с первым прошедшим кандидатом, в то время как 63% выбираются по списку PR.

Таким образом, рассмотренные особенности зарубежных стран относительно выбора избирательной системы и ее влияния на демократию в стране, позволяет сделать вывод, что нет худших и лучших форм, у каждой из систем есть свои положительные и отрицательные черты.