Территориальное устройство государства (РФ)

Территориальное устройство государства – это внутренняя организация и распределение власти на его территории.

Зная, как организовано территориальное устройство государства, можно понять, является ли это государство унитарным или федеративным, из каких территориальных единиц оно состоит и каков их статус, на каких принципах строятся взаимоотношения между ними.

Для характеристики территориальной организации государства существуют понятия:

  • политико-территориальное устройство — это территориальное устройство государства, которое предполагает относительную автономию (самостоятельность, независимость) отдельных частей территории государства.
  • административно-территориальное устройство — это территориальное устройство государства, в рамках которого управление всей территорией осуществляется только из центра, какая-либо самостоятельность мест отсутствует.

Исходя их политико-территориального устройства, Российская Федерация — это федеративное государство, ее территория имеет сложную организацию, поскольку включает территории различных субъектов. Территории субъектов РФ имеют относительную автономию.

Задачей федеративного государства является урегулирование отношений между федерацией и ее составными частями и защита суверенной территории от распада и нарушения территориальной целостности государств. Это провозглашено в Конституции РФ: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории» (ст. 4).

В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе:

  • 22 республики;
  • 9 краев;
  • 46 областей;
  • 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
  • 1 автономная область (Еврейская автономная область — ЕАО);
  • 4 автономных округа (Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО).

Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Наличие административно-территориального деления страны необходимо, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство каждой страны имеет особенности, а ее подразделения – свои наименования. В федерациях на административно-территориальные единицы делятся территории их субъектов.

Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

В царской России, до революции Октября 1917 г., административно-территориальное деление включало волости и уезды, а области и края именовались губернии.

Организация России с точки зрения ее внутреннего построения с учетом национальных и территориальных факторов представляется сложной и настолько важной, что от нее в значительной степени зависят настоящее и будущее нашей страны и ее государственности.

Отметим, что после внесения поправок в Конституцию РФ 2020 г. понятие территории Российской Федерации в ч. 1 ст. 67 Конституции РФ было изменено: в настоящее время территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Кроме этого, отмечено, что на территории РФ в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории (в настоящее время это федеральная территория «Сириус» в соответствии с ФЗ от 22.12.2020 г. № 437-ФЗ).