Предпосылки создания Табели о рангах Петра I
С Петром I связаны кардинальные преобразования во всех областях государственной и общественной жизни России первой четверти XVIII века. Но особо значимыми стали реформы в области государственного управления, в результате которых Россия стала абсолютной монархией.
До Петра действовала система местничества, при которой порядок прохождения и продвижения по службе зависел только от знатности происхождения. Тем самым доступ на государеву службу для простых людей, сколь талантливыми и умными они бы не были, был закрыт. Привилегированный класс знати являлся замкнутой системой, не допускавшей в свои ряды простолюдинов. Это безусловно препятствовало формированию абсолютизма, который должен был опираться на бюрократию — слой чиновников-управленцев.
Петр I был решительно настроен изменить эту систему, и в 1719 году поручил работу над Табелью о рангах А.И. Остерману. Царь лично принимал участие в редактировании закона. Основой для создания российского закона послужили заимствования из «росписаний чинов» прусского, шведского, французского и датского королевств. Однако, много позаимствовал у Европы, Петр I отказался от перенесения на российскую почву замкнутости сословия европейской аристократии.
28 февраля 1720 г. был издан «Генеральный регламент» — одна из так называемых предпосылок «Табели о рангах», который определил организационное устройство коллегий и их делопроизводство. Данные нововведения были настолько значимыми, что потребовали новой организации огромной системы гражданской и военной государственной службы.
В дальнейшем проект «Табели о рангах» А.И. Остермана был лично отредактирован Петром I, и внесен на рассмотрение в Сенат.
24 января 1722 г. Петр I подписал «Табель о рангах».
В полной версии документ носил название «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины: и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж, воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был».
Уже из самого названия следовало, что на первое место Петр I поставил военную службу, отдав ей предпочтение перед другими (в Европе на первое место была поставлена придворная служба).
Основные положения Табели о рангах
«Табель о рангах» — это законодательный акт, который определял порядок прохождения государственной службы чиновниками.
Закон состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам (собственно «Табели», т.е. таблицы) и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. Документ содержал иерархию служебных разрядов и систему продвижения государственных служащих, военных и придворных.
Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа:
- военные;
- гражданские (статские);
- придворные.
К каждому классу порознь были приписаны вновь введенные воинские чины (в свою очередь, подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные.
Каждая категория службы (военная, гражданская, придворная) включала в себя 14 разрядов (классов), которые строго соотносились между собой для военной и гражданской службы.
Понятие «чин», которое было установлено для каждого из 14 классов, не разъяснялось, в силу чего одни историки рассматривали его буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же — как ту или иную должность.
Все чины были разделены на несколько классов, каждому из которых полагалось соответственное обращение:
Содержание пояснительных пунктов Табели о рангах сводилось к следующему:
- привилегированное положение было сохранено только для князей императорской крови, которые имели право имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями «высокими служителями российского государства»;
- каждый человек (в том числе и знатный) должен был начинать службу в низшей должности, без привилегий и прав. С 14-го класса можно было получить личное, а с 8-го — потомственное дворянство;
- гражданские чины, как и военные, стали даваться по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам. Таким образом, «Табель о рангах» в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий;
- лица, состоявшие на иноземной службе, могли получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили»;
- каждый должен был иметь экипаж и ливрею соответствующие своему чину;
- женщины также попадали в систему «Табели о рангах» — либо со стороны супругов и отцов, либо благодаря своей придворной службе — в этом случае дама или девица могла получить какой-либо ранг. Но на военной и гражданской службе женщин не было;
- за требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагался штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ⅓ штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное — на содержание госпиталей. Такой же штраф полагался и за уступку своего места лицу низшего ранга.
Значение принятия Табели о рангах
Принятие «Табели о рангах» стало значимым событием в истории государства Российского.
Табель о рангах унифицировала и систематизировала административную службу: была создана четкая иерархическая система — новые должности расписывались по 14 классам или рангам, каждый из них подразделялся на чины военные, гражданские (статские) и придворные.
В основании службы вместо происхождения, знатности или «породы» был положен принцип служебной годности, т.е. чины стали получать не «по родовитости», а по способностям и усердию «на государевой службе». В социальном плане это означало известную демократизацию правящего сословия, поскольку узаконено было приобретение дворянства выслугой и пожалованием государя императора.
Таким образом, «Табель о рангах» ввела систему социальных лифтов, когда чиновник продвигался по служебной лестнице не благодаря своей родовитости, а только благодаря личным качествам и заслугам. Происходило качественное изменение состава правящей элиты — из привилегированной и замкнутой она превращалась в открытую и профессиональную.
Принятие Табели о рангах стало определяющим фактором окончательной отмены системы местничества.
Абсолютная монархия не могла мириться с наличием частноправовых отношений, господствовавших в той или иной форме при феодализме, поэтому боролась с различными традиционными привилегиями групп и частных лиц. Требовалась повсеместная замена аристократического принципа (местничества как его русского аналога) бюрократическим принципом, что означало бы радикальное изменение самих источников социальной мобильности, а, следовательно, качественной характеристики правящей элиты. Из привилегированной она должна была превратиться в профессиональную.
Табель о рангах сформировала и выделила государственную службу в самостоятельную сферу деятельности. Таким образом, сформировался чиновничье-бюрократический аппарат, профессионально и социально выделенной группы государственных служащих на который опиралась абсолютная монархия.
Произошло увеличение компетентности деятельности государственной власти на правовом уровне, вследствие чего произошло повышение роли законов как актов оформления политической воли императора и главного источника права, которые должны были выполняться всеми его подданными независимо от положения в сословной и служебной иерархии.
Стоит отметить, что государственная служба в дореволюционной России была одной из самых совершенных в мире, она также отличалась своей действенностью.
О качестве законодательного акта можно судить по тому, что в целом, установленный Табелью о рангах порядок прохождения государственной службы, оставался неизменным вплоть до первой четверти XX в. Созданная Табелью о рангах система государственной службы просуществовала 195 лет вплоть до 1917 года — настолько грамотно был составлен управленческий документ, который полностью преобразовал и видоизменил всю структуру государственного аппарата страны, за которым стояли не только политические преобразования, но и социальные.