Фридрих Ницше – известнейший немецкий философ, автор скандального произведения «Так говорил Заратустра», в котором он провозгласил, что Бог умер.
Большинство идей Ф. Ницше проникнуты духом нигилизма и жесткой отрезвляющей критики современного положения в науке и мировоззрении.
Считается, что Ф. Ницше был одним из первых, кто ввел формулу «смысл жизни», которую он модифицировал в вопрос о «ценности жизни».
Ницше задавался вопросом: «Что есть ценного в жизни, чем она вообще ценна?». Ответ на данный вопрос, по мнению философа, должен быть не умозрительным, а так сказать жизненным, т.е. не теорией, а экзистенцией. Поэтому ценность жизни не то, как люди теоретизируют или морализируют о ней, а то, как они живут на самом деле. Отсюда и вытекает требование философа «переоценки всех ценностей». Ведь до этого ценность жизни определялась философией, которая обычно обращает внимание только на теоретически выраженные идеи и настроения Поэтому должна произойти реальная переоценка, которая сформулирует иные ценности жизни. Множество афоризмов Ницше указывают на то, что человек смотрит на вещи сквозь призму собственных потребностей и познает не мир, а себя самого: закономерности приписываемые миру, есть законы человеческого бытия в мире, который есть ни что иное как «инвентарь человеческого опыта».
Еще одним вопросом, которому Ф. Ницше уделял много внимания, был вопрос о христианстве. При этом, в философии Ф. Ницше можно найти очень много критических высказываний относительно данной религии. Дионисийский инстинкт во имя здорового, полностью земного греха (VI в. до н. э.) толкает Ницше возвестить о «смерти Бога», с одной стороны, а с другой – атаковать христианство, победа которого над античным миром и греческим пониманием человека «отравила человечество». Кроме того, в традиционной морали он видит «мораль рабов и побежденных слабаков, восставших против всего благородно красивого и аристократического».
Некий сумасшедший в «Веселой науке» объявляет людям, что Бог умер: «Кто его убил? Я вам скажу. Это мы его убили: я и вы. Мы – его убийцы!» Убийство Бога – в последовательном отказе от ценностей, которые всегда были в основании западной цивилизации. «Что будет, если мы отобьем землю от солнца? Куда она сгинет? Куда пойдем мы, удаленные от солнца? Мы продолжаем спешить – куда: назад, вбок или вперед? А есть ли еще верх и низ? Может, мы падаем в бесконечное ничто?.. Бог умер! Он останется мертвым! И мы его убили!». Мы устранили мир сверхъественного и все, что с ним связано: идеалы, ценности. Бог исчез вместе с миром сверхъестественного. С ним исчез старый человек, а нового еще нет. «Я слишком ранний предтеча, – говорит безумец, – не приспело мое время. Эта чудовищная новость еще в пути, людских ушей она пока не коснулась!»
Смерть Бога, в которой повинны люди, – событие космическое, и оно освобождает их от цепей сверхъестественного, которыми люди сами себя связали. «Антихрист» проклинает христианство, священников, этих «меченых надзирателей». Безнадежно испорчены животное, вид, индивид, когда они теряют свои инстинкты, когда предпочитают скверну. А разве христианство, вопрошает Ницше, не защищает все то, что вредно для человека? Христианство объявило греховным все земные ценности, вобрав в себя все болезненное, неудавшееся, низкое. Высшие интеллектуальные ценности были объявлены искушением. Даже Паскаль, по мысли Ницше, не понял, что источник порчи – не в разуме, а в христианской морали.
Ф. Ницше справедливо отмечает, что христианство – это религия сострадания, «но когда сочувствуют, теряют силу, развития уже нет, ведь закон роста – это селекция». По мнению философа, сострадание берет под охрану то, что уже созрело, чтобы уйти, все обреченное. Беда в том, говорит Ницше, что сострадание есть praxis [практика] нигилизма. Нет ничего более нездорового и губительного для человечества, чем христианское сострадание. В облике христианского Бога Ницше изобличает неприятие жизни, природы, атрофию воли к жизни. В нем формула клеветы «потустороннего», Бог – обожествленное «Ничто», сакрализованная воля «к Ничто».
По мнению философа, хотя буддизм является декадентской религии, однако, все же он «во сто раз реалистичнее христианства»: по крайней мере, буддизм воюет не с грехом, а со страданием. Мягкость и свобода, миролюбие, неагрессивность – выгодные преимущества буддизма.
Несмотря на все вышеизложенное, Христа Ф. Ницше называет «самым благородным человеком», «символом креста, самым возвышенным из существовавших». Ницше считает, что нужно различать Иисуса и христианство. Ведь христианство решительно отличается от того, чего хотел его основатель. Свою жизнь – вот что Иисус оставил в наследство людям! Несгибаемость перед судьями, наемными убийцами, клеветниками – и крестные муки. Но по мнению Ницше, в христианине живет глубочайший инстинкт борьбы против всего одаренного и привилегированного, поскольку всегда – это борьба за «равноправие».
В двух своих работах «По ту сторону добра и зла» и «Генеалогия морали» Ф. Ницше объявляет «Великую войну» не только христианству, но и морали. До сих пор, говорит он, не было ни малейшего сомнения в превосходстве «хорошего» над «плохим». А если все наоборот и «хорошее» только симптом регресса – возможно, это опасное искушение, нечто ядовитое? Ницше начинает исследовать психологический механизм генезиса морали, и уже первые результаты показали необоснованность претензий на неоспоримую абсолютность моральных ценностей.
Философ считает мораль механизмом господства над себе подобными. Кроме этого, по мнению Ф. Ницше, мораль аристократов и мораль неудачников – это разные морали, которые нельзя смешивать. Народная мудрость гласит: тот, кто не умеет дать дурных примеров, дает хорошие советы. Слабому невыносимо сознавать себя слабым перед лицом сильного, поэтому уничтожить сильного является целью его самосохранения. «В то время как аристократическая мораль самодостаточна в своей позитивности, мораль рабов отрицает в принципе все, что не является ее частью, что отлично от нее: в своем не-Я рабы обретают творчество». Этот перевертыш дает эффект отраженной боли и досады против силы, здоровья, любви к жизни. Скрывая досаду, начинают говорить о добродетели, долге, бескорыстии, самопожертвовании, покорности и смирении.
Вечное возвращение, приятие жизни – еще не все учение Заратустры, главное в нем – идеал сверхчеловека. «Оставайтесь верными земле, братья мои, и не верьте тем, кто говорит об упованиях сверхземных!» Среди преступлений, возможно, наитягчайшим является преступление против Бога. Но Бог мертв, и нет ничего после этого печальнее, как грешить против человека, соли земли. Новый человек должен сотворить новый земной смысл, разорвав старые цепи и сбросив тяжелые колодки. Нужен новый человек, который будет любить земное и ценностями которого будут здоровье, сильная воля, дионисийское половодье чувств. «Не зарывайте головы в песок небесных истин, освободите земную голову, чтобы она нашла новый смысл земли!».
Таким образом, Ф. Ницше как Новый Протагор, напомнил вновь, что мера всех вещей – сам человек, дающий бытие новым ценностям. Безобразен человек, согнувший спину перед иллюзиями потустороннего, потерявший веру в жизнь. Достоин уважения лишь сверхчеловек, верующий в земное, творящий смысл земного, исполненный воли к победе. В этом его воля к власти. «”Нет никаких высших, мы все равны, – говорит, бессмысленно моргая, чернь, – человек есть человек, и пред Богом мы все равны!” Пред Богом! Но теперь этот Бог умер. А пред толпой мы не хотим быть равными со всеми прочими. О высшие люди, уходите с базара!.. этот Бог был вашей величайшей опасностью. Только с тех пор как лег он в могилу, вы воскресли. Только теперь наступает Великий Полдень, только теперь высший человек становится господином! Понятно ли вам это слово, о братья мои? Вы испугались, ваше сердце закружилось? Не зияет ли здесь бездна для вас? Не лает ли на вас адский пес? Ну что ж! Мужайтесь, высшие люди! Ныне впервые мечется в родовых муках гора человеческого будущего. Бог умер; ныне мы хотим, чтобы жил Сверхчеловек». Так говорил Заратустра.
Таким образом, переоценка всех ценностей – это выдвинутое Ф. Ницше требование ультрарадикальной критики всех ценностей, в том числе, христианства, с тем чтобы превратить их в ценности с противоположным содержанием (отбросить любовь к ближнему и заместить ее любовью к дальнему, и т.п.). Ценности рассматривались Ницше как «пунктуации человеческой воли», изменение которых изменяет само человеческое существование.
В целом, философия Ницше предстает как опрокидывание традиционных философских и моральных ценностей. Особая тематика, стремление к провокации, неукротимая воля, афористичный стиль, перипетии, связанные с публикацией «Воли к власти» и эпистолярного наследия, – все это способствовало появлению противоречивых интерпретаций творчества Ницше. Его изображали то антипозитивистом, подрывающим веру в науку, то антидемократом, презирающим народ, то сторонником иррационализма и витализма, то художником.