Социологическое направление в криминологии возникло как необходимость поиска ответа на вопрос о причинах преступности, бурный всплеск которой наблюдался в большинстве стран мира в середине-конце XX вв.
В отличие от антропологического подхода в криминологии, приверженцы которого искали причины преступности «внутри» самого человека, криминологи-социологи обращали внимание на внешние причины, исследуя микро- и макроуровень его окружения в поисках ответа на вопрос о том, почему человек совершает преступление.
Одним из первых ученых, который стал рассматривать преступность как социальное явление, был Адольф Кетле, создавший в начале XIX века теорию фактов, основанную на обобщении результатов статистического анализа преступности, социальных характеристик личности преступника и других признаков преступлений. Теория А. Кетле — это механистический социальный детерминизм. В своей книге «О человеке и развитии его способностей или опыт социальной физики» (1835 г.) автор доказывал, что преступность, как продукт общества, подчиняется определенным статистическим закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, климат, время года и т.п.)
Французский социолог-криминолог Габриель Тард и его последователи связывали рост преступности с негативным влиянием антиобщественной среды, снижением нравственных и культурных традиций в обществе, стремлением к власти и распоряжением неограниченным объемом материальных ресурсов.
Еще одним выдающимся французским социологом, пытавшемся объяснить причины преступности кризисными явлениями в обществе, был Эмиль Дюркгейм — автор теории социальной дезорганизации (аномии). Э. Дюркгейм писал о том, что если биологические нужды человека (голод, сон, кров и т.п.) ограничены естественным образом, то для социальных потребностей (стремление к благополучию, роскоши, комфорту) никаких внутренних ограничивающих механизмов не существует, и их пределы могут быть установлены только обществом. При кризисных явлениях в обществе происходят нарушения в ценностно-нормативных системах личности и социальных групп, возникает ценностно-нормативный вакуум, неэффективность социальных и, прежде всего, правовых норм. Эти нарушения автор называет «социальной аномией», которые и определяют совершение преступлений. Парадоксально, но Э. Дюркгейм считал, что преступность является нормальным и вечным явлением для любого общества, и даже необходимым, чтобы последнее не останавливалось в своем развитии.
Теория социальной аномии получила дальнейшее развитие в трудах американских ученых — Торстена Селлина и Роберта Кинга Мертона. Торстен Селлин — автор теории конфликта культур. В своей книге «Конфликт культур и преступность» (1938) Т. Селлин приходит к мнению, что человек совершает преступление, поскольку пытается разрешить конфликт, который обусловлен вхождением человека в различные социальные группы с различным мировоззрением и стереотипами поведения (семья, коллеги по работе, национальные и этнические сообщества).
Роберт Мертон, исследовав причины роста преступности в обществе, в своем главном труде «Социальная теория и социальная структура», пришел к выводу, что независимо от классовой структуры общества, от его политического, экономического или иного развития, интенсивность девиантного поведения будет расти при выполнении двух условий:
- 1) в обществе существует определенная идеология, имеющая некие символы успеха, которые общество ставит превыше всего (например, в американском обществе Р. Мертон считал таким символом богатство);
- 2) у большей части населения нет или почти нет законных средств в получении этих символов успеха, в результате чего, люди идут на преступления в желании получить их.
Еще одним американским ученым, который внес существенный вклад в криминологию, стал Эдвин Сатерленд (Сазерленд). В 1939 году он представил свою разработанную теорию дифференциальной ассоциации, в основе которой лежит гипотеза о том, что человек становится преступником в результате обучения девиантному поведению в различных социальных микрогруппах (семья, улица, коллектив и т. д.). Так, например, ученый полагал, что на причины преступности оказывает влияние микросреда, в которой человек находится и с кем он общается (например, с ворами, убийцами, шулерами и т.п.), особенно если это общение очень близкое. Таким образом, в основе этой теории лежит наука «социальная психология», которая изучает влияние одних людей на мысли, чувства и поведение других людей. Важно, что Э. Сатерленд акцентировал свое внимание на проблеме не «почему», а «как» человек становится преступником.
Э. Сатерленлд также является создателем теории «беловоротничковой преступности» («White-collar criminality»), основные положения которой были опубликованы им в известнейшем социологическом американском журнале 1940 г., что произвело эффект взрывавшейся бомбы. Э. Сатерленд стал один из первых криминологов, кто обратил внимание на экономическую преступность в среде обеспеченных и элитных представителей общества. До этого времени считалось, что преступность — это удел преимущественно бедных людей невысокого социального статуса. Э. Сатерленд просчитал, что хотя беловоротничковая преступность в общей структуре преступности занимает всего около 2%, однако, ущерб от нее в несколько раз превышает издержки от общеуголовных преступлений. Также ученый призывал обращать внимание, что большая часть этой преступности остается латентной, поскольку преступники из числа «белых воротничков» обладают относительным иммунитетом в силу классовой предвзятости судов. Кроме этого, именно представители высшего социального сословия имеют право формировать уголовные нормы, в том числе, в угоду своим собственным интересам.
Еще одной теорией социологического направления в криминологии стала теория стигматизации, которую разрабатывали в своих трудах такие авторы, как Эдвин Лемерт, Фрэнк Танненбаум, Говард Беккер, Фриц Зак, Джон Брэйтуэйт. Эти ученые придерживались мнения, что человек часто становится преступником не потому, что он нарушает закон, а в силу процесса стигматизации — присвоения ему этого статуса, его своеобразного нравственно-правового «клеймения». В результате человек отторгается от общества, превращается в изгоя, для которого преступное поведение становится привычным.
Много приверженцев в среде криминологов (особенно в СССР) было у теории социального конфликта, авторами которой стали К. Маркс и Ф. Энгельс. Причины преступности они связывали с противоречиями капиталистического уклада общества, при котором происходит как социальное, так и имущественное расслоение населения. Недовольные своим положением представители определенных слоев населения совершают преступления преимущественно ради материальной выгоды. Ф. Энгельс, характеризуя такое положение в обществе и цитируя Томаса Гоббса, в своей работе «Положение рабочего класса в Англии» назвал это «войной всех против всех».
Существовали и другие объяснения преступности в среде пролетариата. По мнению Генри Мейхью, автора книги «Рабочие и бедняки Лондона», «главным фактором был отказ паупера, или преступника, работать, отказ, обусловленный внутренним моральным дефектом». Таким образом, получалось, что не социальная среда, окружающая беднейшие слои общества, служит причиной концентрации преступников среди люмпенизированных слоев населения, а люмпенизированность является следствием преступной ориентации личности.
Другие авторы (например, автор труда «Опасные классы и население больших городов» Г.А. Фрейгер) шли еще дальше, приравнивая к преступникам все беднейшие слои населения, указывая, что их жизненные условия целиком и полностью имеют причиной моральные дефекты этих людей.
В России преступность как социальное явление впервые стало изучаться именно в рамках социологической школы уголовного права. Так, в 1872 г. тогда еще 23-летний доцент Демидовского юридического лицея, впоследствии профессор Московского университета М.В. Духовской, в своей лекции «Задачи науки уголовного права» указал, что эта наука должна изучать преступление как явление общественной жизни и его причины. Главной причиной преступлений М.В. Духовской считал общественный строй, «дурное экономическое устройство общества, дурное воспитание и целая масса других условий».
Классики социологической школы в России выработали понятие преступности «как социального явления» (М.Н. Гернет). Наиболее кратко это понятие сформулировал Н.Н. Полянский, определив «преступность как черту характера общества». Другими представителями социологического направления в криминологии были такие авторы, как П.И. Люблинский, М.П. Чубинский, И.Я. Фойницкий, Х.М. Чарыхов и др., которые ставили перед собой задачу всестороннего изучения взаимосвязи, существующей между социальной средой и преступностью.
В СССР идеи теории социального конфликта поддерживали такие ученые, как В.Н. Кудрявцев, И.И. Карпец и Н.П. Дубинин, которые в своей книге «Генетика, поведение, ответственность» писали, что неблагоприятные условия социального формирования личности являются причиной совершения преступлений. При этом, считалось, что для социалистического общества не свойственны те противоречия, которые имеют место в капиталистическом обществе и обусловливают наличие преступности. С построением коммунизма преступность исчезнет сама собой.
Таким образом, суть социологического подхода к пониманию преступности: преступность — это болезнь социума, а преступления — симптомы (признаки) этой болезни. Социологическое направление в криминологии имело и имеет до настоящего времени большое значение для выяснения причин девиантного поведения, но также не стало той единственно правильной теорией, объясняющей причины преступного поведения индивидов.