Конституция 1918 г.

История создания и принятия Конституции

Молодое советское государство нуждалось в правовом оформлении и закреплении своего социалистического строя. Изначально, начиная с первого дня своего существования, был издан ряд актов конституционного характера: Декреты «О мире», «О земле»; «О суде», Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.

Но фактически власть складывались стихийно, и чтобы урегулировать этот процесс, необходима была официальная Конституция. Ее создание – это важный и переломный момент в становлении Советского государства.

Принятию Советской Конституции предшествовала длительная и сложная подготовка.

Первоначально необходимость в разработке Конституции была определена III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г., в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Однако обострение внешнеполитической обстановки, заключение Брестского мирного договора, отложило работу над конституционным законопроектом. Отметим, что к весне 1918 г. система высших органов власти и управления в самых основных своих чертах уже сложилась на практике, и подходил к концу процесс организации государственного аппарата на местах. В то же время, ни единообразия, ни согласованности, ни точной компетенции у органов власти различного уровня выработано не было.

30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию для работы над проектом Конституции, и 1 апреля 1918 г. вышло Постановление о ее создании. Комиссия состояла из 15 человек, включая представителей нескольких фракций. От большевиков в нее вошли: Я.М. Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин; от левых эсеров: Д.А. Магеровский и А.А. Шрейдер; от максималистов – А.И. Бердников (с совещательным голосом), а также представители народных комиссариатов по делам национальностей, юстиции, финансов, по военным делам, внутренних дел и ВСНХ. Председателем комиссии на первом ее заседании 5 апреля 1918 г. был выбран Я.М. Свердлов.

На обсуждение было предложено 3 проекта Конституции:

  • «Проект Конституции Трудовой Республики» от эсеров-максималистов, которые отрицали идею диктатуры пролетариата;
  •  «Основные начала Конституции», разработанные профессором М.А. Рейснером, от «левых коммунистов». В этом проекте роль Советов сводилась к функции простого представительства социально-хозяйственных коллективов трудящихся – «производителей». Советскую Республику предлагалось строить «на началах свободного федеративного союза» отдельных городов, губерний, уездов и волостей, поскольку крупное государство и демократия несовместимы. Заслугой Рейснера является предложение о включении в текст Конституции нормы о том, что никакой закон не может быть издан в противоречие с ней, и в этом случае, «такой акт почитается не имеющим никакой обязательной силы». (Данное предложение было отвергнуто большевиками).
  • «Проект общих положений Конституции РСФСР», основанный документе «Тезисы о типе федерации» как противопоставление Проекту Рейснера (авторы – Я.М. Свердлова и И.В. Сталин) – от большевиков.

Именно проект большевиков – «Проект общих положений Конституции РСФСР», после бурных обсуждений в Комиссии, вошел в качестве составной части в окончательный текст первой Советской Конституции.

Далее отдельные нормы Конституции уточнялись на местах. Кроме этого, по предложению В. И. Ленина в текст Конституции (вводным разделом) была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а также добавлен ряд статей.

Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 4 июля 1918 г. в Москве, в Большом театре. На съезд прибыло 1164 делегата с правом решающего голоса. В их числе было 773 коммуниста, 352 левых эсера, 32 делегата от других партий. На заключительном заседании съезд заслушал доклад о проекте Конституции и проект одобрил.

Отредактированный текст Конституции был опубликован 19 июля 1918 г. С этого момента Основной Закон РСФСР вступил в действие.

Структура и характеристика основных положений Конституции РСФСР 1918 г.

 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10 июля 1918 г. состояла из 6 разделов, включая 17 глав и 90 статей.

Структура Конституции 1918 г. включала следующие разделы:

  • 1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
  • 2) общие положения Конституции РСФСР (статьи о правах и обязанностях трудящихся, компетенции органов власти – ВЦИКа, СНК и т.д.);
  • 3) конструкция советской власти (организация советской власти в центре и на местах);
  • 4) избирательное право;
  • 5) бюджетное право;
  • 6) раздел о гербе и флаге РСФСР.

Социальная основа советской власти – диктатура пролетариата (глава 5, ст. 9).

Политическая основа – система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (Глава 1 ст. 1).

Основные положения Конституции 1918 г. в государственно-политической сфере:

  • была провозглашена республиканская форма правления и федеративное государственное устройство (п.1 главы 1 раздела I);
  • порядок формирования представительных органов власти устанавливался через избирательную систему (раздел IV).
  • был установлен светский характер государства, т.е. церковь отделялась от государства;
  • принцип разделения властей отсутствовал.

Система органов государственной власти по Конституции 1918 г.:

  • Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов – высший орган власти в РСФСР. Созывался не реже 2 раз в год;
  • Всероссийской Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) был высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом в период между Съездами (включал не более 200 человек).
  • Совет Народных Комиссаров РСФСР (СНК) – подотчетное правительство, образуемое ВЦИК.
  • Судебная власть, по существу, не конституировалась.
  • На местах власть была представлена областными, губернскими (окружными), уездными (районными), волостными Съездами Советов, формировавшимися из представителей городских и сельских Советов депутатов (Совдепов), избравшимися населением прямым открытым голосованием на избирательных собраниях. Съезды Советов и Советы депутатов формировали свои исполнительные органы для текущей работы – исполнительные комитеты (Исполкомы).

Права и свободы граждан. Конституция РСФСР 1918 г. не содержала в себе специального раздела, посвященного статусу граждан новой Советской России. Только в гл. 5 разд. 2 («Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики») содержался достаточно скромный набор прав и свобод (этому посвящено всего 5 статей: ст. 13-17), не выделенных при этом в отдельную главу и адресованных не всем гражданам, а только «трудящимся». Принцип равноправия граждан Конституция связывала только с расовой и национальной принадлежностью.

Конституция содержала политические права и свободы: свобода выражения мнений (ст. 14), свобода собраний (ст. 15), свобода союзов (ст. 16) и, конечно, избирательное право (разд. 4). На первое место среди прав и свобод в гл. 5 разд. 2 Конституции в ст. 13 поставлена свобода совести, которая обеспечивалась за трудящимися, а также свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды, которая признавалась за всеми гражданами.

Конституция не закрепляла права на труд (равно как и иные социально-экономические права) и не гарантировала его – ведь возможностей обеспечить занятость населения рабочими местами у молодого Советского государства просто не было.

Из категории социальных прав в ст. 17 обеспечивался трудящимся действительный доступ к знанию, ставилась задача предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Но в статье не говорится о закреплении права на образование.

Избирательным правам граждан РСФСР в Конституции отводилось особое место. Они были отделены от остальных прав и свобод, сведены в специальный разд. 4 Конституции «Активное и пассивное избирательное право». Данный раздел содержал три главы (13-15) и насчитывал 14 статей: выборы были не всеобщими, неравными, не прямыми и не тайными отразила классовый характер закрепленных в ней прав и свобод.

О личных правах и свободах ничего не говорилось в Конституции. Естественные права и свободы не могли быть провозглашены в советском государстве, как например, это было в странах Западной Европы, поскольку в этом случае утрачивалась роль и значение государства в обществе.

В дальнейшем, такой отказ даже декларативного закрепления основных демократических права советских граждан привел сначала к ограничениям, а затем к попранию самой идеи прав человека в РСФСР, а затем и в СССР.

Нововведения в экономике, установленные Конституцией 1918 г.:

  • полная национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности (Глава 2 ст. 3);
  • монополия государства в сфере экономики;
  • Высший Совет народного хозяйства – высший орган в сфере управления экономикой.

В области международной политики положения Конституции 1918 г. были противоречивы: с одной стороны, провозглашалась задача достижения «демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций на основе свободного самоопределения наций» и полная независимость Финляндии и свобода самоопределения Армении (п.4, 6 главы 3 раздела I).

С другой – оправдывались явно неправовые действия в области международного общения: аннулирование займов, разрыв тайных договоров, разрыв «с варварской политикой буржуазной цивилизации» (п. «г» главы 2, п.4, 6 главы 3 раздела I), т.е. отказ от преемственности не только во внутренней, но и во внешней политике.

Функции и особенности Конституции 1918 г. Конституция 1918 г. выполняла учредительную функцию, так как ею вводились или санкционировались новые институты власти. Кроме этого, она выполняла и политическую функцию, т.к. в ней устанавливалась принципиально иная, чем прежде, система власти и новые основания ее отношений с оппозиционными силами.

Социальная функция также оказалась деформированной: хотя власть декларативно предполагала ликвидировать безграмотность, стремясь изжить социальный паразитизм, тем не менее, право на образование закреплено не было. Власть узаконила тоталитарную власть, которая навязывала обществу единственно возможный путь развития. Оправдывая прямые репрессии, классовую вражду, Конституция выполняла антисоциальную функцию, разделяя население на «своих» и «врагов».

С правовой точки зрения не все нормы Конституции имели форму норм права. Часто положения формулировались в виде деклараций, задач, констатаций факта. Например, «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», по сути своей и содержанию, была более политическим, чем правовым документом.

Однако и правовые нормы очень часто были антиправовыми. Например, нормы, устанавливающие политическое неравноправие граждан, принудительный труд, фактическое насилие, репрессии в отношении целых сословий, оправдывая любые средства в достижении поставленных политических целей: экспроприация, вторжение в право частной собственности, прямое подавление, лишение прав.

Таким образом, в основу данного документа, как и режима, который ему соответствовал, была положена теория насилия, диктатуры, в сущности отрицающая идею права.

Устанавливался срок действия Конституции – переходный период от капитализма к социализму.