Философия Возрождения (Ренессанса)

Философия ВозрожденияЭпоха Ренессанса (Возрождения) ознаменовала собой новый этап развития в истории Европы. Ренессанс оказал огромное влияние, и в первую очередь, на философию, поскольку именно в этот период были сформированы многие понятия, принципы и категории этой науки.

В это время вырабатывалось новое философское мировоззрение благодаря таким выдающимся личностям, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи.

Мировоззрение эпохи Возрождения выдвигает на первый план не мораль – она многим надоела, и не науку – она была развита слабо, а человека как творца и созидателя.

 Истоки и предпосылки возникновения эпохи Ренессанса

Ряд кардинальных изменений в экономической, социальной и духовной жизни Западной Европы в конце XIV в. ознаменовал начало новой эпохи, получившей название Возрождения.

Историческими предпосылками начала нового этапа были существенные изменения в западноевропейском обществе, суть которых сводилась к возникновению капиталистических отношений, складыванию национальных государств и абсолютных монархий, глубоких социальных конфликтов. Об этом свидетельствуют первая буржуазная революция в Нидерландах, религиозные войны во Франции и крестьянские войны в Германии.

Эпоха Возрождения – это время колоссальных перемен в экономике, политике, культуре европейских стран. Опережающий рост городов и развитие ремесел, а позже и зарождение мануфактуры, подъем мировой торговли. Плавный рост торговых путей из Средиземноморья к северу, новые географические открытия конца XV и начала XVI века полностью изменили облик средневековой Европы. И при всем этом могущественные силы, такие как империя и папство теряли свою влиятельность.

Рост итальянских городов-республик привел к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и ее аскетичный, смиренный дух.

Это привело к появлению гуманизма – общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и всеобъемлющий критерий оценки. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви.

Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства. Византийцы бежали в Европу, взяв с собой книги и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, но в Византии никогда не забывавшихся.

Изменения в духовной жизни общества раньше всего проявились во Флоренции. Именно здесь был сформулирован призыв о возрождении античной культуры и философии.

 Понятие и особенности эпохи Возрождения

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от re/ri – «снова» или «заново» и nasci – «рожденный»), – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени.

Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и ее антропоцентризм (т.е. интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы ее возрождение – так и появился термин, характеризующий данную эпоху.

Примерные хронологические рамки эпохи Возрождения (Ренессанса): начало XIV – последняя четверть XVI в., в некоторых случаях – первые десятилетия XVII в. (например, в Англии и особенно в Испании).

В эволюции философской мысли данного периода можно выделить три характерных периода:

  • 1 – й период (гуманистический, или антропоцентрический): середина XIV в. – середина XV в.;
  • 2 – й период (неоплатонический): середина XV в. – начало XVI в.;
  • 3 – й период (натурфилософский): конец XVI в. – начало XVII в.

Термин «возрождение» встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введен в обиход французским историком XIX в. Жюлем Мишле. В настоящее время термин «возрождение» превратился в метафору культурного расцвета.

Эпоха Ренессанса занимает особое место в истории человеческой цивилизации. Она дала человечеству целую плеяду выдающихся ученых и общественных деятелей, среди которых Николай Кузанский, Леонардо Бруни, Марсилио Фичино, Галилео Галилей, Николай Коперник, Джордано Бруно, Джованни Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти, Пьетро Помпонацци, Жан Боден, Мартин Лютер, Томмазо Кампанелла, Никколо Макиавелли. Вершина Ренессанса – это творчество трех великих итальянцев – Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475 -1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).

К крупнейшим представителям итальянской гуманистической мысли XIV века относят Данте Алигьери, Франческо Петрарку, Джованни Боккачо. К выдающимся гуманистам XV века принадлежат Лоренцо Валла, Козимо Раймонди, Поджо Браччолини. На переломе XV – XVI столетий гуманистическое мышление захватывает и заальпийские страны – от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от стран Пиренейского полуострова до Польши и Венгрии. Представители «заальпийского» гуманизма – Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, Томас Мор и др.

Философия периода Ренессанса теснейшим образом связана с величайшими открытиями того времени. К ним следует отнести: великие географические открытия, успехи в области естествознания, математики, медицины, астрономии и механики. Также особую значимость в формировании онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии. Эпоха Возрождения – достаточно сложный феномен западноевропейской культуры.

Таким образом, социальными корнями гуманизма определялась антифеодальная, антисхоластическая и антитеологическая направленность гуманистической философии. И задачей философии оказывается уже не противопоставление в человеке божественного, природного, духовного и материального начал, а раскрытие их гармоничного единства.

К основным направлениям развития философии в эпоху Ренессанса относят антропоцентризм, гуманизм и натурфилософию.

 Антропоцентризм эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения появляется такое направления как антропоцентризм – философской основой становится человек, его индивидуальность, его природа, его красота.

Антропоцентризм был ведущим воззрением эпохи Возрождения, исходящий от гуманизма: человек (антропос) был центром мироздания и был основной темой для философских размышлений в то время. Уже непохожий на средневековую философию, сдвиг от теоцентризма к антропоцентризму был достигнут с помощью переосознания ценностей концепций разных времен.

Антропоцентризм – утверждение абсолютной, гармоничной, свободной, творческой личности, укоренение эстетики и гармонии реальности, обращение к человеку как высшему элементу бытия.

Гуманист Пико делла Мирандола Джованни (1463-1494) – известный итальянский философ того времени в «Речи о достоинстве человека» высказывает идею об основном принципе миросозерцания возрождения: «Тогда согласился бы с тем, что человек – творение неизведанного образа, и, поставив его в центре мира, произнёс: «…Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные».

Концепция существования человека в эпоху Ренессанса по своей сути по-прежнему христианская: человек – подобие Бога, обращенное к высшим силам. Однако, если средневековое воззрение на личность отмечает ее греховность, несовершенство человека, то период Возрождения подчеркивает причастность личности к Богу, выражает идею божественности человека.

Суть человеческого существования заключается в концепции личности, основанной на праве самоопределения, в стремлении к особой общности.

Человек этой эпохи уже не только творец, но и художник. В центр мироздания теперь ставили не Создателя, а личность, именно ей уделялось наибольшее внимание. Разум человека признается уникальным даром природы, что делает его богоподобным. Тело человека также необыкновенно.

Например, великий Леонардо да Винчи выявил идеальное соотношение сторон человеческого тела, которое показал в рисунке «Витрувианский человек». Рисунок отображает пропорции человеческого тела (так называемые «канонические пропорции»), при этом его значение признается не только в виде научного труда, но и произведения искусства.

Хорошо известно, что Леонардо да Винчи в своих работах большое значение уделял глазам: «Глаз, который называют окном души, это главный путь, посредством которого общее чувство может рассматривать бесконечные произведения природы в наибольшем обилии и великолепии…», «…глаза, через которые перед душой предстают все различные природные вещи». Ученый искренне восхищается всем, что создала природа. Слепой человек, по его мнению, лишается самого важного – увидеть и познать красоту окружающего мира.

Философское воззрение Леонардо хоть и не в корне, но отличалось от основных идей представителей эпохи Возрождения. Человек – это деятель; сосуд, в котором сосредоточен целый микромир. Также, используя свои познания в анатомии, он выделял и отличал некоторые физиологические особенности организма.

Интересную точку зрения он сформулировал касательно души. Элементы – это носители жизни, которые душа связывает воедино и запирает в человеческом теле. Душа подчиняет элементы и становится активным началом. После смерти человека элементы, запертые ранее, освобождаются и возвращаются на родину, так как душа уже не связывает их воедино. Философские идеи и взгляды Леонардо прослеживаются во всех его изобретениях и открытиях, от анатомии до астрологии, от археологии до живописи.

Да Винчи – самый яркий пример универсального человека, выразивший ключевые моменты эпохи Возрождения в своей деятельности, сделал поистине колоссальный вклад в развитие науки, философии и искусства.

Многие исследователи видят начало антропоцентризма в греческой философии. Эта мысль пришла в эпоху Ренессанса из-за того, что она вновь вернулась к своим прежним истокам, чтобы открыть для себя собственное начало, в свое время присуща некогда внутренне свободному распределению и внешнему проявлению.

 Гуманизм эпохи Возрождения

Истоки гуманизма следует также искать в Античности, ведь гуманисты Возрождения, опираясь на античное духовное наследие, разработали программу создания новой культуры, отличной от церковно-схоластической культуры средних веков.

Гуманистами эпохи Возрождения предпринята попытка определить источники и факторы, способствующие раскрытию природной индивидуальности и уникальности личности, что закономерно обратило внимание на проблему творческой самореализации в дальнейшем.

Значение гуманизма эпохи Возрождения состоит не только в том, что человек в ней возвышается в своем противостоянии природным и божественным силам. Итальянское Возрождение начало движение к идеям «личности», и «уникальности». А.П. Сманцер указывает, что данному периоду «было присуще признание права личности не только на свободу и независимость, но и на отличие, воплощенное в человеческой индивидуальности».

Гуманисты говорят о ценности личности, ее способности к самосовершенствованию. Об этом свидетельствуют труды о достоинстве и благородстве человека как возможности возвысится от «дикого» и «варварского» состояния до истинно человеческого облика, более всего проявляющегося в творческих умениях. Бог дал человеку свободу воли и тем самым -возможность самому творчески завершить свой образ и бытие вокруг себя.

Мысль о принципиальной незавершенности человека и его способности к свободному само творчеству. Творческая сущность человека воплощается не только в создании культурных ценностей, но и прежде всего, в самом созидании.

Эпоха Возрождения предприняла попытку сформировать представление о сущности человека, свободного от религиозных догм и положила начало разработке научных идей творческой самореализации личности. Философы и деятели этого периода особо подчеркивали свободу человека как ценность, с помощью которой он реализует свою индивидуальность и творит себя.

Человек, которого прославляет Возрождение, ставится перед лицом исторического и физического мира преисполненным воли познать мир по его внутренним принципам и законам, а познав, управлять им. Говоря о ценности эпохи Возрождения для человеческой цивилизации, надо отметить, что новое время обозначило новые духовные предпочтения, ориентиры и акценты.

Возрождение реабилитировало Человека во всей его материальной телесности, интеллектуальной и волевой самостоятельности. Возросла ценность отдельного человека, сформировалось понятие уникальности индивидуума и личности как таковой – ценности, не знакомой и чуждой другим цивилизациям. Христианская этика претерпела изменения в соответствии с принципами ренессансного гуманизма, снизился контроль церкви над жизнью общества.

Начало гуманизма, определившего собой сущность философской мысли эпохи Возрождения, связано с творчеством знаменитого итальянского поэта Франческо Петрарки. Однако он был не только поэтом, но и своеобразным мыслителем, философом, который первый в Европе стал говорить о необходимости возрождения античного духа, идеалов античности. Петрарка горячо увлекался проблемами человека, но что относится к проблемам онтологии, то есть учение о бытии и материи в его философии отходит на второй план. Философ не создал какого-либо завершенного философского учения. Более того, он регулярно акцентировал внимание на собственном незнании философской проблематики. Но его значимость в истории западноевропейской философии состоит в том, что он определил основные пути формирования философской и общественно-политической идеи своего периода. Петрарка показал и способ, благодаря которому данные проблемы можно разрешить – возрождение античной философии.

В произведениях мыслителей данного периода человек рассматривается как существо, заслуживающее счастья в земной жизни. Согласно мнению гуманистов, он должен стремиться уподобиться Богу. Задача философии заключается не в противопоставлении в человеке божественного и природного, духовных и материальных начал, а, наоборот, в выявлении их гармонической целостности.

Гуманисты XIV – XV веков не были философами-профессионалами, поскольку они не преподавали на кафедрах теологии и философии университетов, монастырских школах, не принадлежали к монашеским орденам. Но все же главная особенность ренессансной философии – ее гуманистический пафос, чувство красоты и величия природы, стихийная диалектика. Идею сближения Бога с миром, творца – с творением еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600), создав пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму.

Центральной категорией философии Дж. Бруно является Единое, которое одновременно есть причина бытия и само бытие вещей. В Едином материя совпадает с формой, а духовное – с телесным. Единое есть Вселенная. Она существует и не может исчезнуть. Человек божественен, т.к. божественна создавшая его природа, частью которой он является. Но божественным делает человека и его порыв к знанию и высшему деянию. Дж. Бруно – один из самых сложных мыслителей Возрождения. Многие его идеи сейчас переоцениваются заново.

Поворот Возрождения к человеку и его культуре был заметен в области философских воззрений на общество и политику. Вместо одностороннего религиозного подхода появились концепции, рассматривающие жизнь человека в ее естественном проявлении – экономическом, социальном и политическом. Центром социально-философских воззрений стало государство, в котором прогрессивные силы общества рассматривались как главное орудие против церковной власти. Эти проблемы, хотя и по-разному, ставятся в реалистической концепции Никколо Макиавелли и в утопических конструкциях Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

В историю науки Макиавелли вошел как родоначальник политического реализма и создатель доктрины моральной целесообразности. Н. Макиавелли (1469-1527) в своих работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» наиболее последовательно выразил политическую мысль эпохи Возрождения. Предметом его анализа является мир человеческих отношений, проблемы образования, возвышение и гибель государства. Макиавелли не разделяет идею эволюции общества и природы: «…размышляя об историческом ходе событий, я прихожу к убеждению, что свет всегда одинаков».

С чисто земных, практико-политических позиций рассматривает Макиавелли религию. Он считает, что, «как и все в жизни людей», религия находится во власти необходимости. Христианская религия находится в упадке потому, что вошла в противоречие с политической практикой. Политике должна подчиняться не только религия, но и мораль. Задача религии – обеспечить духовное единство народа и государства посредством воспитания в населении мужества, гражданской добродетели и любви к земной славе.

 Натурфилософия в эпоху Возрождения

Существенное приращение философского знания проходило по линии развития представлений о философии природы.

В противоположность схоластическому учению о природе ученые эпохи Возрождения на первый план выдвигают изучение природы, экспериментальный метод исследования. Ее, прежде всего, отличает предмет исследования – «философия природы» и подход к основным проблемам философии.

Натурфилософия – это исторический термин, обозначавший философию природы до XVIII века, понимаемую как систему общих законов и принципов естествознания. Однако, зачатки натурфилософии возникли еще в Античное время.

Натурфилософия рассматривалась как пограничную область знания ме­ж­ду соб­ст­вен­но фи­ло­со­фи­ей, нау­кой и мифологией. По сво­ей функции в куль­ту­ре она род­ст­вен­на фи­ло­со­фии, так как стре­мит­ся осмыслить при­ро­ду как нечто це­лое, найти в ней смысл и цель, че­го недостает на­уч­но­му ра­цио­на­лиз­му, но от­ли­ча­ет­ся от фи­ло­со­фии тем, что ограничивается знанием о при­ро­де, не ох­ва­ты­вая сферы так называемой «практической фи­ло­со­фии». Натурфилософия стре­мит­ся не толь­ко к «объяснению» при­ро­ды, но и к ее «пониманию».

Пред­ше­ственником но­вой на­тур­фи­ло­со­фии считается Джеронимо Кар­да­но (1500-1576), который выделял два пер­во­нача­ла: пас­сив­ное (материя) и ак­тив­ное (ми­ро­вая ду­ша). Ма­те­рия, по мнению данного философа, бы­ла един­ст­вом трех эле­мен­тов: зем­ли, во­ды и воздуха.

Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509-1588). Френ­сис Бэ­кон на­звал этого ученого «первым мыс­ли­те­лем, проник­ну­тым ду­хом современности». Ха­рак­тер­но на­звание основ­ной ра­бо­ты Б. Те­ле­зио: «О при­ро­де вещей, со­глас­но их соб­ст­вен­ным на­ча­лам» (1565).

Философия, по мнению данного ученого, должна освободиться от теологии, хотя сам Телезио признает акт божественного творения. Дальнейшее развитие природы не нуждается в потустороннем вмешательстве. По мнению философа, разумная душа не свободна от материи, от человеческого тела. Люди отличаются друг от друга умом из-за величины, формы головы и всего тела и еще больше – из-за духа, который распространяется во всем теле, заполняя нервную систему человека.

Николай Коперник (1473-1543) разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая и представление о конечности космоса. Коперник считает, что Вселенная безгранична; он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной несоизмеримо малы. Через всю свою жизнь Коперника, начиная со студенческих лет и до последних дней, проходит основная идея – великое дело утверждения новой системы мира, призванной заместить геоцентрическую систему Птолемея. Формулируя тезисы своей теории, Николай Коперник пользуется понятиями астрономии начала XVI века. Так, в его тезисах речь идет о движении сфер, а не о движении планет: движение планет объяснялось тогда движением сфер, каждая из которых соответствовала определенной планете. В 1530 году он завершил свой труд «Об обращении небесных сфер», в котором излагал эту теорию, но, будучи искусным политиком, публиковать его не стал и таким образом избежал обвинения в ереси со стороны инквизиции.

Синтез натурфилософских мыслей был выполнен в сочинениях Джордано Бруно, который был крупней­шим на­тур­фи­ло­со­фом эпо­хи Возрождения. Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звезды – это далекие солнца, о существовании неизвестных в его время небесных тел в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной: до него такие идеи выдвигались Николаем Кузанским.

Справедливости ради надо сказать, что ничего нового в астрономии Джордано Бруно не предложил, он лишь развивал и популяризировал теорию Николая Коперника. По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно сожгли на костре в Риме на площади Цветов.

Следующей жертвой церкви стал Галилео Галилей. Его судьба, по мнению большинства исследователей, отражает начало заката святой инквизиции, хотя та и просуществовала еще вплоть до XIX века. Галилей сразу принял теорию Коперника, но, видя, как церковь обошлась с Джордано Бруно, не торопился во всеуслышание заявить о своих воззрениях. в 1632 году все же не выдержал и опубликовал свой знаменитый труд «Диалог о двух главнейших системах мира». В нем он окончательно доказал несостоятельность геоцентрики Аристотеля и с помощью сделанных им открытий подтвердил теоретические построения Коперника.

Великим философом рассматриваемого периода стал Николай Кузанский – один из родоначальников новоевропейской диалектики. В методологическом плане основой его философской мысли стала идея совпадения противоположностей, которая была использована как в теоретическом аспекте, так и применялась на практике. По мнению философа, весь мир соткан из противоположностей. Однако противоположности не просто противостоят друг другу, но еще и совпадают. Именно единство противоположностей считается важным условием возникновения определенных вещей, каждая из которых и представляет собой конкретную комбинацию контрастов. Так, из идеи совпадения противоположностей Николай Кузанский выводил свои прочие утверждения о единстве и бесконечности Бога, о единстве и бесконечности вселенной. Кузанский, будучи представителем Церкви, сделал рискованное предположение, что на других планетах тоже есть жизнь.

Оригинальные на­тур­фи­ло­соф­ские кон­цеп­ции соз­да­ва­ли Джо­ван Батиста Пор­та, Джован Ба­ти­ста Бенедет­ти, Па­ра­цельс и дру­гие.

Не следует забывать, что много внимание натурфилософии посвятил и Леонардо да Винчи, который полагал, что природа обладает творческой мощью, не знающей границ. Да Винчи пытался охватить все богатство и разнообразие природных явлений в своих наблюдениях и опытах, так что для этого одной земной жизни было явно маловато. Как писал Джорджо Вазари в своем произведении «Жизнеописание» о да Винчи: «Он пытался распознать особые свойства растений и настойчиво наблюдал за круговращением неба, бегом луны и вращениям солнца. Вот почему он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая быть философом, а не христианином».

Итальянская на­тур­фи­ло­со­фия XVI–XVII вв. бы­ла попыткой превратить от­ры­воч­ный на­бор знаний о при­ро­де в це­ло­ст­ную философскую сис­те­му, при­дать при­ро­де ра­зум­ный смысл и – главное – обосновать центральную для вся­кой на­тур­фи­лософии идею па­рал­ле­лиз­ма ду­ха и ма­те­рии. Итальянская на­тур­фи­ло­со­фия непосредственно предшествует возникаю­ще­му в XVII в. механическому ес­те­ст­во­знанию, в ко­то­ром так­же мож­но обнаружить су­ще­ст­вен­ные эле­мен­ты натурфилософии, хо­тя в це­лом здесь возобладали уже ана­ли­ти­че­ские методы исследования при­ро­ды.

Натурфилософия резко повысила ценность отдельного человека как уникального существа.

Таким образом, эпоха Ренессанса занимает особое место в истории человеческой цивилизации. Она не только подарила человечеству целую плеяду выдающихся ученых и общественных деятелей, но и совершила поворот в духовной жизни общества, создав новую концепцию гуманизма.

Новое время обозначило новые духовные предпочтения, ориентиры и акценты. Возрождение реабилитировало человека во всей его материальной телесности, интеллектуальной и волевой самостоятельности. Возросла ценность отдельного человека, сформировалось понятие уникальности индивидуума и личности как таковой.

Признаком философии Возрождения является ее светская, земная направленность. Если предметом средневековой философии был Бог, то Ренессанс на первое место выдвигает природу.

Однако идеализировать эту эпоху все же не стоит. Не умаляя значения духовно-нравственного развития личности и индивида, следует отметить, что в разные исторические периоды выживание целых народов и стран всецело зависело от возможностей коллективной деятельности, коллективных трудовых порывов, а также объединения для защиты границ одного государства или княжества.

Таким образом, созданное философией периода Ренессанса целостное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса было подхвачено философами дальнейшего периода.

Идеи гуманизма, отстаивавшиеся философами Ренессанса, оказали огромное влияние на общественное сознание Европы. И наконец, философия Возрождения создала базу для философии Нового времени. Ренессанс – это своеобразный переход от средневековой философии к философии Нового времени.