Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Просвещенный абсолютизм Екатерины 2

Просвещенный абсолютизм – это значимое политическое явление второй половины XVIII столетия, которое определяло взаимоотношения государства и общества и основывалось на укреплении власти монарха, образованного и просвещенного, понимающего нужды своих подданных и управляющего для достижения «общего блага».

Идеи просвещенного абсолютизма базировались на философских и общественных течениях эпохи Просвещения, для которых было характерно стремление к справедливому общественному устройству, ограничению власти монарха, разделению властей, свободе, равенству, соблюдении естественных прав всех людей и т.д. Свое развитие эти идеи получили в трудах таких просветителей, как Вольтер, Ш.Л. де Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.

Однако, буквальное следование идеям Просвещения для европейских монархов было невозможно, поскольку они исходили из идеи ограничения их власти. Поэтому философские и политические взгляды просветителей были трансформированы монархами, в результате чего идеология так называемого «просвещенного абсолютизма» далеко не всегда совпадала с идеями философов Просвещения.

Основные общие положения идей просвещенного абсолютизма:

  • монарх должен быть мудрым философом на троне, который делает все для достижения «общего блага» (термин просветителей) своих подданных, и поэтому его власть должна быть неограниченной;
  • только монарх может издать и трактовать в обществе справедливые законы (идея просветителей);
  • монарх законодательно закрепляет для каждого сословия права и обязанности; при этом при сословном обществе говорить о равенстве всех людей невозможно;
  • задача монарха заключается в просвещении своих подданных (идея просветителей).

В Российской империи политику просвещенного абсолютизма проводила Екатерина II, которая хотела осуществить либеральные реформы с целью создания более совершенного и упорядоченного общества, «блаженства каждого и всех».

Понимание целей и задач просвещенного абсолютизма в России второй половины ХVШ в. получило свое отражение в «Наказе Комиссии о сочинении проекта нового Уложения» (1767 г.), которая Екатерина разработала сама, опираясь на труды европейских философов. Обращаясь к обществу, Екатерина обозначила круг вопросов для обсуждения, сформулировала основные принципы, на которых должно было строиться новое Уложение, а также взаимоотношения государства и общества.

Сущность просвещенного абсолютизма базировалась на двух составляющих: политика и идеология, при этом вторая обосновывала первую.

Екатерина II, будучи мудрой женщиной, понимала, что государство может стать процветающим только, если будет стабильность. Это было особенно актуально для России после эпохи дворцовых переворотов, ведь императрица сама взошла на престол в результате одного из них.

Поэтому необходимо было укреплять самодержавную власть монарха, чему способствовали реформы государственного управления в период правления Екатерины II:

  • Реформа Сената (1763 г.) – Сенат был разделен 6 департаментов, став административно-судебным органом и лишившись законодательной функции, что укрепило власть монарха.
  • Секуляризация церкви (1764 г.) – церковные земли были изъяты в государственную собственность, в связи с чем церковь лишилась своей экономической независимости.
  • Создание Совета при высочайшем дворе (1769 г.), в полномочия которого фактически вошли законосовещательные функции и координация деятельности ведомств при проведении внешней и внутренней политики.
  • Губернская реформа (1775 г.) – сформировала новое административно-территориальное деление империи, оформила разделение местной администрации и суда.
  • Жалованные грамоты дворянству и городам (1785 г.) – подтвердили привилегии дворянства и сформировали сословное общество в Российской империи.

Таким образом, все вышеперечисленные мероприятия, проводимые российской императрицей в рамках политики просвещенного абсолютизма, позволили укрепить ее самодержавную власть, оформить правовой статус сословий, унифицировать систему управления.

Впервые в России была разработана государственная идеология, которая оказывала самое непосредственное влияние на общество и проводимую властью политику.

Просветительская деятельность «просвещенного абсолютизма» была направлена на повышение образованности у российского общества, но проводилась она в духе европеизации, заложенной еще Петром I.

Екатерина II много сделала в сфере образования:

  • была проведена реформа образования, вследствие чего в России появилась система среднего образования;
  • появилось женское образование – был открыт Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре Санкт-Петербурга (1764 г.);
  • возникло много новых учебных заведений (общее количество достигло 550), в том числе, Коммерческое училище (1772 г.), Горное училище (1773 г.).

В 1765 году – создано первое научное русское общество – Вольное экономическое общество, цель которого заключалась в обсуждении насущных вопросов в данной сфере и внедрении в сельском хозяйстве новой агротехники.

Сложным является крестьянский вопрос во времена правления Екатерины II. Известно, что сама императрица крайне негативно относилась к крепостному праву, например, лично проверяла ход расследования дела Д.Н. Салтыковой (известной Салтычихи), и в то же время, период ее правления считается одним из самых тяжелых для крестьян. Но Екатерина понимала, что ставить вопрос об освобождении крестьян нельзя, поскольку она потеряет опору в лице дворянства, которое не желало отмены крепостного права. Таким образом, личные взгляды императрицы по вопросу правового положения крестьянства расходились с ее политикой.

Политика просвещенного абсолютизма отразилась и на взаимоотношениях между властью и подданными, имея тенденцию к смягчению. Несмотря на решительные меры в области внутренней и внешней политики, Екатерина, в отличие от многих своих предшественников и преемников (например, Петра I), всегда старалась не допускать явного насилия по отношению к подданным и проводила реформы достаточно гуманными методами.

Будучи образованным человеком, Екатерина II вела переписку с такими европейскими просветителями, как Д. Дидро и Вольтер, что имело далеко идущие планы, поскольку таким образом, императрица представляла Россию в наиболее выгодном свете, формируя положительный имидж страны в глазах Европы. Российская империя воспринималась не как «варварская Московия», а как могучее европейское государство с философом на троне.

Как просвещенный монарх, Екатерина первой сделала себе прививку от черной оспы, дабы показать пример своим подданным.

Следует отметить, что Екатерина II была не единственным монархом, проводившим политику просвещенного абсолютизма. Так в Европе этими идеями увлекались прусский король Фридрих II, император Священной Римской империи Иосиф II, шведский король Густав III и др., но считается, что именно Екатерина смогла наиболее полно ее реализовать на практике.

Особенностью российского просвещенного абсолютизма стал патернализм и подчеркнутое стремление императрицы показать себя православной государыней, т.е. желание опереться на православную веру. И то, и другое имело глубокие корни в российском общественном сознании. Например, государь всегда воспринимался русскими патерналистски, как отец своих подданных, имеющий непререкаемый авторитет, контролирующий и заботящийся об их жизни.

Екатерине был поднесен титул Великой, Премудрой и Матери Отечества, который императрица не приняла, но и не отклонила.

Значение политики просвещенного абсолютизма Екатерины II:

  • укрепилась самодержавная власть посредством значительного реформирования системы управления;
  • произошла децентрализация государственного управления, приближение верховной власти к подданным;
  • были разработаны множество законов, призванных обеспечить «общее благо»;
  • повысился имидж Российской империи на международном уровне;
  • было положено начало формирования российского общества (пока – в лице дворянства), которое знает свои права, превращаясь таким образом из объекта, покорно принимающего любые решения власти в субъекта социально-политической жизни;
  • произошла гуманизация в отношениях власти к подданным;
  • повысился уровень образования и культуры в российском обществе.