Антропометрическая система регистрации А. Бертильона
С испокон веков существовала необходимость каким-либо образом отмечать преступников, чтобы отличать их от законопослушных граждан. В Средние века лицам, совершившим те или иные преступления, ставили клейма (вспомним знак лилии на предплечье Миледи из «Трех мушкетеров» А. Дюма), вырывали ноздри, отрубали руки и т.д. Но по мере развития общества эти методы стали рассматриваться как варварские.
Однако небывалый всплеск преступности в XIX в. вновь поставил вопрос о необходимости разработки методов идентификации лиц. Если у преступников были особые отметины — шрамы, рубцы и т.д., то их розыск мог быть успешен, однако, большинство лиц не имело таких отметин, в связи с чем им успешно удавалось избегать наказания.
С 1829 г. в Париже стал действовать Кабинет судебной идентификации, в котором заполнялись и хранились регистрационные карточки на лиц, совершивших преступление, с указанием их прошлых судимостей и т.д. К концу XIX века количество этих карточек было несколько миллионов, сортировались они в алфавитном порядке. В 40-х годах XIX века с появлением фотографий некоторые регистрационные карточки преступников были дополнены их фотографиями. Однако, использование подобной системы регистрации не всегда приносило свои плоды — если пойманный преступник скрывал свою настоящую фамилию, то провести его идентификацию по данному регистру не представлялось возможным.
Ситуация изменилась, когда в 1879 г. в Кабинет судебной идентификации на службу писарем поступил Альфонс Бертильон, задачей которого стало заполнение карточек преступников. Вскоре он понял, что занимается практически бессмысленной и отупляющей работой, поскольку описание преступников как «высокий рост», «низкий рост», «круглое лицо» и т.д. подходит многим лицам и никак не помогает в расследовании преступлений. Поскольку Бертильон рос в семье врачей и естествоиспытателей, он был хорошо знаком с учением бельгийского ученого Адольфа Кетле о том, что изменения размеров человеческого тела происходят по определенным закономерностям и у каждого человека размеры частей его тела строго индивидуальны. На основании этого ему пришла блестящая идея обмерять регистрируемых заключенных.
В итоге А. Бертильону удалось разработать и успешно применить на практике систему регистрации человека по размерам частей его тела, которой он дал название антропометрическая идентификация.
Суть антропометрической идентификации А. Бертильона заключалась в следующем: при регистрации арестованных он измерял их по 14 антропометрическим параметрам:
- рост стоя,
- длину распростертых рук,
- рост сидя,
- окружность, длину и ширину головы,
- расстояние между скуловыми костями,
- длину и ширину правого уха,
- длину левой ступни,
- длину среднего пальца и мизинца левой руки,
- длину кистей и ступней,
- длину левого предплечья.
Все эти данные заносились в специальную антропометрическую карточку, где также отмечались цвет радужной оболочки левого глаза (для его определения был разработан специальный классификатор, цвета были разделены на 7 групп, в каждую из которых входило более десятка оттенков) и особые приметы (рубцы, пятна, опухоли, дефекты пальцев, татуировки и др.). Также особое внимание уделялось описанию правых ушных раковин.
С математической точностью А. Бертильон посчитал, что вероятность полного совпадения всех признаков равна соотношению 1 : 286 435 456, что гарантировало уникальность каждого набора данных на каждого преступника.
В литературе приводится интересный пример из практики того времени, когда А. Бертильону удалось успешно применить свой метод:
А. Бертильону также принадлежит разработка нового способа точного фотографирования преступников, так называемая сигналетическая фотосъемка (до этого использовались приемы художественной фотографии).
Человек фотографировался в трех видах: в профиль и анфас в 1/7 натуральной величины и во весь рост в 1/20 натуральной величины. Съемка выполнялась с помощью метрического фотоаппарата А. Бертильона, а фотографируемого усаживали на специальный стул, который вынуждал его сохранять определенную позу во время съемки.
В 1893 г. А. Бертильон издал книгу «Инструкция по сигналетике», в которой дал подробное описание с чертежами и схемами используемых при съемке инструментов, а также выполнил рисунки, показывающие правильные приемы измерений частей тела человека. Также в качестве образца А. Бертильон своим каллиграфическим почерком заполнил регистрационную карточку мужичины, чтобы единообразить работу всех полицейских регистраторов.
Созданную антропологическую систему регистрации преступников с их сингенетической фотосъемкой А. Бертильон дополнил методом словесного портрета — точным описанием внешности человека при помощи специального словаря.
В целом созданная А. Бертильном система регистрации получила название «бертильонаж», и она очень успешно применялась в полицейской практике. Париж превратился в мировую столицу передового опыта уголовной регистрации, и к А. Бертильону приезжали криминалисты из многих стран мира, включая Россию, чтобы перенять успешный опыт. Но так было до того момента, пока в Великобритании не был создан другой метод уголовной регистрации — дактилоскопия, с помощью которой идентификация происходила по отпечаткам пальцев рук человека.
Бертильонаж во многом не устраивал полицию, ведь он был чрезмерно трудоемким и более затратным по сравнению с дактилоскопией, и в большинстве своем непонятным для рядовых сотрудников полиции. Кроме этого, данный метод не исключал высокую вероятность ошибки вследствие избыточного количества карточек, а также сложностей в его применении в отношении детей, женщин, близнецов и т.д.
Развитие идей А. Бертильона
А. Бертильон был настолько талантливым криминалистом-новатором, что его идеи продолжают жить и имеют практическое применение.
Именно благодаря А. Бертильону криминалистика в тот период преодолела качественный рубеж и стала полноценной научной отраслью знаний, способной обосновать результат с математической точностью. Созданная А. Бертильоном система регистрации до настоящего времени применяется не только в отношении живых лиц, но и в отношении неопознанных трупов, пропавших без вести, оружия и т.п.
В России антропометрическая система регистрации была введена в 1890 году, когда в г. Санкт-Петербурге было открыто антропометрическое бюро, соединенное с фотографическим павильоном, где осуществлялась работа по регистрации преступников с помощью «бертильонажа». В Германии — в 1895 году, Португалии и Дании — в 1900 году.
У А. Бертильона было много последователей и пропагандистов его идей.
Так, в 1904 г. профессор научной полиции Лозаннского университета Р.-А. Рейсе, ученик и последователь А. Бертильона, издал учебное пособие «Словесный портрет. Опознание и отождествление личности по методу Альфонса Бертильона», в котором подробно изложил методику составления словесного портрета, иллюстрируя это фотографиями со схемами.
Еще один последователь А. Бертильона — профессор Н. Бокариус — в 1924 г. в Харькове издал «Справочный подручный альбом для работников уголовного розыска и милиции при составлении словесного портрета», в котором, основываясь на методе словесного портрета А. Бертильона, привнес в него нечто новое — предложил дополнять их рисунками-шаржами, ведь все мы знаем, что шаржи вычурно подчеркивают в человеке его характерные особенности (большой нос, оттопыренные уши, глаза навыкате и т.д.).
В России в 1928 году была опубликована статья С.М. Потапова «Введение словесного портрета как обязательного метода уголовно-регистрационной работы». С этого времени система словесного портрета вошла как обязательный параграф в учебники по криминалистике.
Четкая систематизация признаков внешности как одно из преимуществ бертильонажа, позволила в 1952 г. французскому криминалисту П. Шабо разработать систему составления портретов, получившая название «фоторобот». Ее суть заключалась в том, что использовались наборы фрагментов фотоснимков лиц в качестве основы для портретной композиции. Эти фрагменты лица показывали очевидцам, которые указывали на фрагмент, более всего подходивший описываемому лицу, и так, постепенно создавался предполагаемый портрет разыскиваемого человека.
На основе системы «фоторобот» в конце 50-х годов Хью К. Макдональд из Лос-Анджелеса создал систему «Айденти-кит», которая позволила, уже без всякого участия художника, любому полицейскому составлять композиционный портрет.
В СССР в конце 60-х годов XX века появился аналог — отечественный «Идентификационный комплект рисунков» (ИКР). И если вначале для составления фоторобота требовались громоздкие проекторы, то сейчас криминалисты изготавливают портреты преступников с помощью компьютеров.
__________________________________________________
Список литературы
- Шипунова Т.В. Подходы к объяснению преступности: противостояние или взаимодополнение (взгляд социолога) // Социологические исследования. 2006. № 1.
- Торвальд Ю. Век криминалистики. – М.: Прогресс, 1984.