Общая характеристика Жалованной грамоты городам 1785 г.
Жалованная грамота городам («Грамота на права и выгоды городам Российской империи») была утверждена 21 апреля 1785 г.
Жалованная грамота городам — это важнейший законодательный акт эпохи Екатерины II, регламентирующий права городских обывателей и способствующий формированию в России так называемого «городского сословия».
«Жалованная грамота городам» состояла из Манифеста, 16 разделов и 178 статей. В манифесте Екатерина II подчеркнула, что города всегда способствовали развитию торговли, ремесел, промыслов и объединению населения.
И цель данного законодательного акта — это объединение всего городского населения в одно общество – в юридическую корпорацию. Такая единая корпорация способствовала бы упрощению проведения каких-либо политических мер и способствовала бы объединению населения, взаимодействию, развитию экономической сферы
Основное содержание Жалованной грамоты городам 1785 г.:
- закрепление основ городского управления;
- разделение горожан по имущественным и сословным цензам.
Основы городского управления
В Жалованной грамоте городам впервые появилось понятие «градское общество», состоящее не только из представителей отдельных сословий, а из всех городских обывателей, которые достигли 25-лет и имели не менее 50 рублей годового дохода. «Градское общество» являлось своего рода юридическим лицом, обладающим движимой и недвижимой собственностью и выражающим волю всего городского населения. Градское общество имело в городе свой дом для собраний, архив, печать с городским гербом, писаря.
Собрание «градского общества» созывалось губернатором раз в 3 года, в него входили лишь наиболее состоятельные горожане, которые выбирали городского голову, гласных в Общую городскую думу, бургомистра, других должностных лиц.
Городское хозяйство и управление осуществляли две думы: общая и шестигласная.
Общая дума (распорядительный орган городского управления) – постоянно действующий городской орган, включала председателя — городского голову, избираемого на 3 года и шесть гласных от всех разрядов. Гласные общей думы избирали в шестигласную из своей среды по одному представителю от каждого сословия.
Шестигласная дума (исполнительный орган городского управления) – состояла из шести членов по одному от каждого из шести состояний (потому и ее название) под председательством того же городского головы и действовала постоянно, собираясь еженедельно и занимаясь вопросами городского хозяйства, ведала торгами и сборами, публичными зданиями, составляла ходатайства губернатору о местных пользах и нуждах.
Городской голова также осуществлял исполнительную власть в городе и председательствовал в Общей городской думе
Магистраты (бурмистры, ратманы) — это органы местного самоуправления, которые занимались делами города — торговли, полиции, больниц и т.п. Впоследствии стали выполнять судебные функции.
Правосудие осуществлялось судьями совестного, словесного и торгового судов.
Схематично структура управления городом выглядела следующим образом:
Отметим, что в Жалованной грамоте объем власти городских учреждений конкретно определен не был, а общая дума была ответственна перед административной властью в лице губернатора и казенной палаты.
Реальная же власть в городе оставалась в руках городничего, управы благочиния и полицмейстера. Думы действовали под их непосредственным контролем.
Разделение горожан по имущественным и сословным цензам
Все жители городов подлежали записи в «городскую обывательскую книгу», которая доказывала принадлежность к гражданству данного города и давала право «пользоваться мещанскою выгодою».
В зависимости от принадлежности к сословию и имущественному цензу все городские обыватели классифицировались на 6 разрядов:
- 1 разряд — включал имена «настоящих городовых обывателей», наиболее богатую верхушку горожан, имевших в данном городе недвижимость (дворянство, духовничество, чиновничество);
- 2 разряд — купцы 3-гильдий, объявивших свой капитал;
- 3 разряд — цеховые и ремесленники,
- 4 разряд — иногородние и иностранные гости, проживающие в городах;
- 5 разряд — именитые граждане (бургомистры, городской голова, заседатели магистратов, ученые, имевшие академические или университетские аттестаты и свидетельства, художники, архитекторы, скульпторы, композиторы, владельцы объявленных капиталов от 50 тыс., банкиры, оптовые торговцы, кораблехозяева).
- 6 разряд — посадские, не внесенные в другие части книги — это основная масса горожан.
Таким образом, городское общество конца XVIII в. было очень «пестрым» по имущественному, социально-сословному, профессиональному составу жителей. Кроме этого, как мы видим, четких критериев классификации разрядов определено не было.
Те, кто не мог подтвердить свое сословие, не вносились в городскую обывательскую книгу. Крестьяне, проживающие в городе, вообще не подлежали внесению в нее.
Значение Жалованной грамоты городам 1785 г.
Таким образом, городское законодательство конца XVIII в. содержало принципиально важные правовые новации, сохранившиеся на протяжении последующего времени, практически до издания Городового положения 1870 г.
В законе впервые было зафиксировано наличие городского общественного управления, его структура, состоящая из распорядительной и исполнительной власти, функции каждой из них. Городские власти стали больше внимания уделять личной гигиене горожан, здравоохранению, во многих городах появились общественные бани. В XVIII в. впервые в России открылись городские больницы. К концу века в стране была создана единая система медицинских учреждений для населения. В каждом губернском городе должен был состоять на службе один доктор, а в уездных городах — один лекарь. Кое-где появились аптеки.
Также было регламентировало положение разных сословий, разделение всего населения на группы, при этом, возникает идея общности, единства городского населения. Поэтому В.О. Ключевский назвал «Жалованную грамоту городам» «замечательной попыткой» правительства в деле уравнения и сближения русских сословий. Таким образом, вместо старой общей массы городского населения приходит новое стратифицированное общество с четко установленными правами и обязанностями.
Издавая Жалованную грамоту городам, Екатерина II действовала как просвещенный монарх, желающий создать в России особый городской класс — «средний род людей».
Таким образом:
- город законодательно получил юридический статус, что стало отличать его от сельского поселения;
- законодательно декларируемым признаком города как поселения был экономический фактор: «давать способы к приобретению имущества посредством торговли, промыслов, рукоделия и ремесла»;
- разница между понятиями «город» (укрепленное место) и посад (место для торговли и ремесла), чёткая в предшествующее время, пропадает;
- наряду с юридическим статусом город по закону 1785 г. приобретал социально-правовой институт – градское общество. Это был новый элемент правового пространства города;
- было установлено городское общественное управление, формировавшееся путем выборов.
В целом, план реформирования системы городского общественного самоуправления был задуман на довольно широких и разумных основаниях, но замыслы Екатерины опережали время. Рациональные начала Городовой Грамоты не соответствовали господствовавшим тогда бюрократическим взглядам и бытовым условиям русской жизни, да и сами города не были готовы к переменам ни в экономическом, ни в социальном, ни в духовном плане.
Мысль императрицы относительно городского общественного управления не понимала та среда, то общество, ради которого создавались эти учреждения. Поэтому современники Екатерины II часто называли положения Жалованной грамоты городам лишь благими намерениям просвещенной государыни, либо бумажной декларацией.