Теории происхождения государства

Теории происхождения государстваСодержание:

  1. Теологическая теория
  2. Патриархальная теория
  3. Теория общественного договора (договорная теория)
  4. Органическая теория
  5. Психологическая теория
  6. Материалистическая (классовая) теория
  7. Теория насилия

Вопрос о том, как и почему возникло государство, в юридической науке до настоящего времени считается неразрешенным.

Существует большое количество теорий (концепций), объясняющих этот процесс, каждая из которых имеет своих сторонников и противников.

Современная наука находит истинные аргументы почти в каждой из этих теорий. Однако, до настоящего времени ни одной из них не удалось доказать, как появилось государство в жизни общества. Поэтому все существующие теории генезиса государства остаются научными теориями, которые полностью ни доказаны, ни опровергнуты.

Рассмотрим основные традиционные концепции, которые объясняют процесс возникновения государства с той или иной степенью доказательности (Кратко о теориях происхождения государства можно посмотреть здесь).

 Теологическая теория происхождения государства

Теологическая (божественная) теория происхождения государства считается одной из первых, которая объясняла процесс происхождения государства, приписывая его Божественной воле.

Теологическая теория рассматривала царя (короля) как посланника Бога на земле. Царь получал свою власть от Бога, и за все свои действия он нес ответственность только перед ним. Царь (король) стоял выше закона, и ни один подданный не имел права ставить под сомнение его авторитет или его действия.

Следовательно, подданным нужно было быть послушным царю, иначе они совершат грех, поскольку будут виновными перед Богом.

Сторонники теократической теории находили ее подтверждение в религиозных писаниях. Так, в Новом завете Библии св. Павел говорит: «…существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение… Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым».

Казалось бы, теократическая теория происхождения государства могла существовать только в эпоху Средневековья, когда для людей было свойственно иррациональное, необъективное мышление. Однако пример использования положений данной теории можно найти даже в XIX веке, когда короли Австрии, Пруссии и России создали Священный союз, считая, что они были назначены Богом править своими народами.

Так или иначе, многие европейские короли укрывались под теорией божественного происхождения, чтобы оправдать свою диктатуру.

Основные представители Божественной теории происхождения государства

Теологическая теория возникла еще в Древнем Египте и Вавилоне, однако, наибольшую известность получила, когда ее проповедниками стали Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Эти авторы полагали, что процесс создания государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Во Франции эту теорию развивал Буссе, поддерживая деспотизм Людовика XIV, который с гордостью заявлял: «Я-государство, обладающее полной властью, непосредственно данной Богом».

Критика Теологической теории происхождения государства

Божественная теория была актуальна до тех пор, пока религия считалась главной движущей силой всей человеческой деятельности. В дальнейшем, с ростом научного мировоззрения эта теория подверглась серьезной критике. В России среди ее явных противников были Н.М. Коркунов, Г.Д. Шершеневич.

Однако полностью опровергнуть для человеческого сознания эту теорию невозможно, поскольку все доказательство ее истинности поострено не на научных аргументах, а на вере в существовании Бога и Высшего разума.

Ценность Теологической теории происхождения государства

Хотя божественная теория с научной точки зрения считается утопией, однако, в ней есть несколько хороших моментов:

  • Во-первых, возникновение теологической теории произошло в средние века, именно тогда, когда было крайне необходимо объединить общество в тех анархических условиях, в которых оно находилось, стимулируя дисциплину и законопослушание среди подданных.
  • Во-вторых, теория также стимулировала моральную ответственность правителей, поскольку считалось, что они несут ответственность перед Богом, а плохое правление – это грех.

Патриархальная теория происхождения государства

Смысл патриархальной теории происхождения государства заключается в том, что оно возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Глава семьи становится главой государства — монархом. Его власть является продолжением власти отца. Таким образом, отличительной чертой патриархальной теории является то, что семьи росли через потомков отца, а не матери.

В качестве документального доказательства истинности данной теории ее последователи ссылаются на Библию, из которой следует, что еврейскую нацию составляли двенадцать колен.

 Основные представители Патриархальной теории происхождения государства

Патриархальная теория происхождения государства приписывается Аристотелю, который полагал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Первоначально патриархальная семья перерастает в сельскую общину, затем сельская община в городскую (в «полис», т.е. в античный город-государство).

У патриархальной теории было много последователей и в более позднее время. Например, ее приверженцами являются Генри Мэн, Э. Дженкс, Д. Мердок, в России — Н.К. Михайловский (XIX в.).

По словам главного представителя этой теории — сэра Генри Мэна, город представляет собой скопление нескольких семей, которые развивались под контролем и властью старшего члена семьи мужского пола.

Эдвард Дженкс, другой сторонник патриархальной теории, считает, что основание государства было вызвано тремя факторами, а именно: мужским родством, постоянными браками и отцовской властью.

 Критика Патриархальной теории происхождения государства

  •  нельзя отождествлять происхождение государства только с семьей, поскольку оно обусловлено не одной, а несколькими причинами (факторами);
  • по мнению ряда критиков, первичной социальной единицей была матриархальная семья, а не патриархальная семья;
  • чрезмерное упрощение происхождения государства — власть отца над детьми только временна, потому что она заканчивается, когда дети вырастают.

 Ценность Патриархальной теории происхождения государства

 В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях между людьми отражена в идее государственного патернализма — возложении на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях (решение социальных вопросов).

Например, схожие черты можно наблюдать в современной «скандинавской модели» общественного устройства, которая получила название модели всеобщего благоденствия. Для нее характерен общественно-политический порядок, при которой правительство представляет важнейшую значимость в защите и развитии экономического и общественного благополучия людей.

Теория общественного договора (договорная теория) происхождения государства

Договорная теория происхождения государства, считает, что государство возникло в результате заключения общественного договора. Этот договор стал результатом разумности и добровольности народа, произошло их объединение с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.

Представители данного направления считали, что до государства люди жили в естественном состоянии, не было общества, правительства и политической власти, законов.  После заключения договора возникло не только государство, но и гражданское общество.

Таким образом, государство рассматривается как искусственное создание, конечным результатом которого стало то, что люди получили безопасность жизни, собственность и социальное обеспечение, но потеряли естественную свободу, которой они пользовались в естественном состоянии.

 Основные представители Договорной теории происхождения государства

Основные положения договорной теории были сформулированы в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других.

Авторы расходились во мнениях о жизни в естественных условиях догосударственных условиях, о причинах преобразования состояния природы в гражданское общество и об условиях договора. Однако, все они сходились во мнении, что в истории человечества наступил этап, когда естественное состояние требовало замены на гражданское общество, чтобы иметь правопорядок и гарантированные и обеспеченные государством права и свободы.

Критика Договорной теории происхождения государства

  • теория не подтверждается никакими историческими данными.  В истории есть случай, когда в 1581 году в Нидерландах народ отстранил законного короля Филиппа II.  «Король, — говорили люди, — нарушил свой договор, и король, следовательно, уволен, как и любой другой неверный слуга». Однако, речь шла не о создании государства, а об отстранении правителя от власти в реально действующем государства;
  • люди, жившие в догосударственном состоянии, не имевшие представления о том, что такое государство, не могли и создать его в результате заключения договора;
  • договор не может быть началом общества, поскольку он характеризует зрелое общество.

Ценность Договорной теории происхождения государства

  • теория дискредитировала теократическую теорию происхождения государства о том, что оно есть результат творения Бога, а не человека;
  • теория выполняла и продолжает выполнять, правда, не в том объеме, что раньше, определенную идеологическую, практико-политическую и научную роль;
  • были заложены важные постулаты о верховенстве народа в управлении государством, поощрении роста демократии и сдерживании произвола любого правительства;
  • ее представители внесли неоценимый вклад в развитие правовой науки и историю: Джон Локк четко отделил государство от правительства, Жан-Жак Руссо создал теорию общественного договора как концепцию народного суверенитета, что вдохновило некоторые народы мира свергнуть своих презираемых правителей.

 Органическая теория происхождения государства

Органическая теория происхождения государства проводит аналогию между возникновением и развитием государства и человеческим организмом.

Впервые взгляды на государство, которое развивается по тем же законам природы и имеет схожие функции с человеческим организмом, появились еще в эпоху Античности. Например, Платон проводил аналогию между человеческой душой и функциями государства. Аристотель, хотя и был приверженцем собственной теории происхождения государства, также полагал, что во многом государство напоминает человеческий организм, подчеркивая единую связь общества как группы людей и государства, которые в совокупности представляют единый организм.

Однако, основное развитие органическая теория происхождения государства получила в XIX веке после созданной Ч. Дарвином теории эволюции человека. Необходимо отметить, что Дарвиновская концепция «Homo sapiens» имела настолько большой успех в Европе, что ее положения пытались механистически применить ко всем общественным сферам и явлениям.

Не стала в этом исключением и юриспруденция – отдельные авторы выдвинули предположение о том, что государство – это единый организм, процесс возникновения и развития которого происходит по тем же естественным законам, что и организм человека. Мозг государства – это его правители, органы с различными функциями – это подданные государства.

По мнению сторонников данной теории, государство рождается, развивается и умирает также, как человек. При этом, в результате естественного отбора выживают только сильнейшие государства, в которых в процессе развития совершенствует структура и функции управления, равно как и в человеческом организме по мере его созревания и развития.

 Основные представители Органической теории происхождения государства

Основными представителями органической теории происхождения государства являются О. Конт, Г. Спенсер, Р. Вормс, А. Шеффле, П.Ф. Лилиенфельд и др.

О. Конт полагал, что изучением развития государства должны заниматься не юристы, а социологи, опираясь на биологические и эволюционные закономерности. По мнению О. Конта, государство в своем развитии проходит три стадии (ступени), которые социолог связывал с тремя «состояниями человеческого ума»:

  1. теократическое сознание – власть служителей религиозного культа;
  2. метафизическое сознание – власть аристократии;
  3. научное сознание – власть «социократов» промышленной эпохи.

Эта теория была развита в трудах Г. Спенсера, который рассматривал путь возникновения государства аналогично зародышу организма животного, в котором проходят процессы взросления и развития, с усложнением внутренней структуры. В отличие от большинства приверженцев органической теории Г. Спенсер утверждал, что цель социального организма состоит не в поглощении своих членов, а в служении им.

Другие представители органической теории еще более углублялись в биологический фактор развития государства:

  • Вормс Р. — выявлял физиологические особенности и половые функции различных социальных органов и организмов, общественные болезни и общественные лекарства, ввел понятие «социальная гигиена», т.е. путь, которому должно следовать общество, чтобы продлить и улучшить свое существование;
  • Шеффле А. — уподоблял экономические отношения в «социальном теле» государства обмену веществ в живом организме;
  • Лилиенфельд П.Ф. —  считал, что правительство выполняет функции головного мозга, а торговля является функцией кровообращения.

 Критика Органической теории происхождения государства

  •  проведение аналогии между функциями государства с функциями человеческого организма — это псевдонаучный подход;
  • недооценка и игнорирование социальных факторов развития государства. Органическая теория преуменьшает значение человеческой личности в происхождении государства, считая, что человек принимает готовое государство у природы. В действительности, большая часть социальных явлений возникает не естественным путем, а усилиями воли людей;
  • государство – это субъект прав, абстрактное лицо (например, как любое юридическое лицо), но не организм. Организм — это реальный предмет (явление), имеющий физическую оболочку, государство — это юридическая абстракция (его невозможно, например, «потрогать»), следовательно, эти понятия принадлежат к различным сферам действительности.

Ценность Органической теории государства происхождения государства

  • являлась более прогрессивной по сравнению с предыдущими теориями происхождения государства, во многом скорректировала их недостатки;
  • впервые рассматривала государство как явление, возникшее в результате эволюционного и постепенного развития, а не как дарованное свыше Богом или возникшее вследствие заключения общественного договора.

 Психологическая теория происхождения государства

Психологическая теория объясняла появление государства через свойства человеческой психики, для которой, по мнению ее сторонников, свойственна потребность жить в рамках организованного сообщества и в отношениях подчинения власти.

В соответствии с психологической концепцией, государство – это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, которые могут принимать решения и брать на себя ответственность, и пассивной группой людей, способной только выполнять эти решения и подчиняться воле сильнейших. Отсюда природа государства — психологическая, которая обусловлена закономерностями человеческого сознания.

В первобытные времена люди поклонялись племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам, которые наделялись магической силой. Это формировало сознание первобытных людей и ставило их в зависимость от вышеназванной элиты. Именно из власти этой элиты и возникает государственная власть.

Основные представители Психологической теории происхождения государства

Представителями психологической теории, возникшей в середине XIX века, были Г. Тард, Л.И. Петражицкий.

Теория не утратила своего значения в настоящее время, имея много последователей.

Критика Психологической теории происхождения государства

  • народ рассматривался как пассивная инертная масса, которая ищет подчинения.
  • значение психологических качеств личности (иррациональных начал) нельзя преувеличивать в процессе возникновения государства. Они не являются решающими причинами и должны изучаться только лишь как моменты образования государства, потому что психика человека формируется под воздействием соответствующих социально-экономических, военно-политических и других внешних факторов.

Достоинства Психологической теории происхождения государства

  • общество рассматривается как продукт коллективного сознания граждан, в котором возникает идея социальной солидарности,
  • теория нацеливает на добровольное соблюдение членами общества установленных в государстве правил (норм права);
  • замена «деспотического режима системой государственного и общинного самоуправления».

Материалистическая (классовая) теория происхождения государства

Материалистическая теория происхождения государства характеризуется двумя основными аспектами:

  1. господствующие классы выделяются в обществе результате экономического развития: у одних в руках средства производства (земля, природные ресурсы и т.д.), в результате чего они обогащаются и желая сохранить такое положение, подчиняют себе неимущие слои;
  2. государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов.

Таким образом, государство рассматривается как средство власти одних и угнетения других.

Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность возникновения государства. Право рассматривается как продукт классового общества, в котором находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

 Представители Классовой теории происхождения государства

Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это создатели классовой теории происхождения государства. Основные ее положения были изложены в работе Ф. Энгельса «О происхождении семьи, частной собственности и государства». Государство в ней рассматривается как необходимое условие для поддержания порядка, смягчения конфликта между антагонистическими классами. Государство возникает как необходимый посредник экономически доминирующего класса.

В.И. Ленин, основываясь на практике СССР, рассматривал коммунистическую партию в лице пролетариата как господствующий класс, который должен силой подавить буржуазию.

Антонио Грамши — итальянский марксист – несколько модернизировал марксистскую теорию, заявив, что государство — это порождение политической партии, находящейся у власти, которую он называл «современный принц» (созвучие с Государем Никколо Макиавелли). Но по мнению А. Грамши, партия как важнейший институт в аппарате гегемонии, должна выражать национальную народную коллективную волю и стремиться к реализации более высокой формы современной цивилизации.

Критика Классовой теории происхождения государства

  • хотя между классами могут быть противоположные интересы, однако, далеко не всегда они вооружены, чтобы начать силовой переворот. С другой стороны, есть примеры сотрудничества классов друг с другом, в результате чего был внесен вклад в комплексное развитие государства.
  • Ленин и Грамши, отождествляя государство с политической партией, ошибались. Коммунистическое государство в России и Китае могло возникнуть на основе коммунистической партии, однако, эти государства уже были на карте мира и они не были созданы коммунистической партией. В настоящее время коммунистическая партия утратила свою главенствующую роль в  России, но государственность от этого не утратилась;
  • марксистская теория о том, что государство является порождением класса и умрет вместе со смертью класса, является ложной и вводящей в заблуждение. Государства постоянны, и ни одно из них не исчезло из-за отсутствия класса, который бы его поддерживал;
  • марксизм, отождествляя государство с партией, поощряет тоталитаризм худшего типа, такой, как фашизм и нацизм. Поэтому данная теория часто считается опасной.

Ценность Классовой теории происхождения государства

  • раскрыто значение экономических факторов, влияющих на имущественное расслоение населения и образование классов.

Теория насилия

Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий происхождения государства, хотя ее идейные предпосылки зародились еще в эпоху рабовладения. Как самостоятельное учение она возникла в XIX веке.

Согласно этой теории, государство есть результат применения физической силы и подчинения более слабого племени (клана) более сильному. Сторонники этой теории считают, что войны и агрессивные действия некоего могущественного племени были главными факторами в создании государства.

После подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы. Таким образом, государство возникает через физическое принуждение и порабощение.

Представители теории насилия часто цитируют поговорку: «Война породила короля» как историческое объяснение происхождения государства. Также известны и другие высказывания: государство – это сила; государству грех быть слабым.

Необходимо отметить, что история знает примеры создания государств с использованием силы. Например, это Королевства Норвегия, Швеция и Дания. Аналогичным образом на карте мира возникла Испания как новое государство в VI веке н. э. Отдельные авторы полагают, что Русь также была создана путем применения силы, когда в IX веке н. э. норманны завоевали и основали здесь государство.

 Основные представители Теории насилия

Основными представителями теории насилия были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Отдельные положения этой теории разделяли немецкие философы: Фридрих Гегель, Иммануил Кант, Джон Бернхарди.

Дж. Бернхарди писал, что сила является высшим правом, а спор о том, что правильно, разрешается военным арбитражем.

Критика Теории насилия

  • борьба между племенами не является одномоментным актом, следовательно, не может в каждом случае приводить к возникновению государства. В истории человечества борьба идет практически непрерывно, однако она не приводит к возникновению новых государств;
  • государство не может удерживаться постоянно на силе, необходима добровольность его принятия членами общества. Как писал американский политолог Р.М. Макайвер, «сила никогда не удержит группу вместе»;
  • история дает множество примеров поглощения, растворения победителей побежденным народом, как, впрочем, и наоборот, примеров сохранения и усвоения государственных форм, а также формирования территориально более обширных государств.

Достоинства Теории насилия

  • теория содержит истину, что некоторые государства действительно возникли в результате применения военной силы;
  • эта теория заставила многие государства осознать важность защиты своих территорий путем создания адекватной обороны и армии. Любое современное государство тратит значительные средства, расходуемые на оборонный бюджет.

Таким образом, в теории государства и права существует множество концепций, объясняющих вопросы происхождения государства, однако ни одна из них не имеет общепризнанного значения.