Реформы Александра I

Реформы Александра IПредпосылки либеральных реформ Александра I

В начале XIX века Россия, будучи одной из самых крупнейших европейских держав, в то же время была промышленно отсталой страной с подавляющим количеством неграмотного населения. Такое плачевное состояние экономики и социальной сферы было обусловлено крепостным правом, которое тормозило развитие капитализма.

Александр I, взошедший на престол в 1801 г., в Манифесте заявил, что будет управлять страной «по законам и по сердцу … августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой».

Однако, на самом деле, Александр I имел серьезные намерения по введению в России конституционной монархии и отмене крепостного права. «Я люб­лю конституционные учреждения и думаю, что всякий порядочный человек должен любить их», — заявлял Александр I.

Александр I отменил многие тиранические для дворянства указы Павла I, привлек к проведению реформ молодых и энергичных представителей молодого поколения родовитой дворянской знати — П.А. Строганова, В.П. Кочубея, А.А. Чарторыйского и Н.Н. Новосильцева, создав так называемый Негласный комитет.

 Реформы в области государственного управления

В либеральный период своего правления Александр I провел ряд реформ в политической (административной) сфере.

1801 г. — образован Непременный (постоянный) совет в качестве совещательного органа при императоре. Состав Совета назначался самим императором из числа высших чиновников.

1802 г.Указ о СенатеСенат стал высшим судебно-административным и контролирующим органом, «хранителем законов». Кроме этого, Сенат получил право делать представления императору на те законопроекты, которые противоречили действующему законодательству.

1802 г.изменения в статусе Святейшего Синода, которые усилили контроль светской влас­ти над церковью. Были расширены права обер-прокурора, стоящего во главе Синода: по его инициативе члены Синода (высшие духовные иерархи —   митрополиты и архиереи) уже не собирались, как раньше, а вызывались на заседания по его выбору.

1802-1811 гг. — проведена Министерская реформа — создание министерств по европейскому образцу на основе принципа единоначалия вместо устаревших коллегий. Таким образом, министерства стали новой формой исполнительной власти. Во главе министерства стоял министр, который нес личную ответственность только перед императором. Каждый ми­нистр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию.

Мани­фест 8 сентября 1802 г. учредил 8 министерств:

  • военно-сухопутных сил,
  • морских сил,
  • внутренних дел,
  • иностранных дел,
  • юстиции,
  • финансов,
  • коммерции,
  • народного просвещения.

Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами, департаменты — на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения — на столы во главе со столоначальниками.

Для совместного обсуждения дел учреждался Коми­тет министров, в который вошли, как представители старой екатерининской знати (Г.Р. Державин, Н.С. Мордвинов, П.В. Завадовский), так и «моло­дые друзья» Александра I (Новосильцев, Воронцов, Кочубей, Строганов, Чарторыйский), чем преследовалась цель противопоставить новую знать старой.

1811 г. — издается «Общее учреждение министерств», которым была завершена министерская реформа.

«Общее учреждение министерств» установило:

  • точное разграничение функций министерств;
  • единые принципы их организации;
  • общий порядок прохождения в них дел;
  • принцип строгого единоначалия и подчиненности внутри мини­стерских подразделений;
  • отношения министерств к другим органам высшего государственного управления.

Количество министерств увеличилось до 12, упразднено Министерство коммерции, появились новые: Министерство полиции и приравненные к министерствам Государственное казначейство, Главное управление духов­ных дел разных вероисповеданий, Главное управление ревизии государственных счетов и Главное управление путей сообщения. Министры вводились в состав Сената.

Все это мероприятия существенно улучшили систему министерств, созданную в 1802 г., придавав ей стройность.

1810 г. – создание Государственного Совета. Это единственное мероприятие, которое было реализовано на практике из всего конституционного проекта М.М. Сперанского, разработавшего систему центральных и местных учреждений на принципе разделения властей четырех степеней.

Государственный Совет состоял из Общего собрания и четырех департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и пятый департамент — по делам Царства Польского).

Государственный совет не издавал законы, а был совещательным органом.

Задачи Государственного совета:

  • разрабатывать законы,
  • централизовать законодательное дело;
  • обеспечить едино­образие юридических норм,
  • исключить возможность противоречий в законодательных актах.

В таком виде Государственный со­вет существовал до 1906 г.

 Социальные и аграрные реформы Александра I

Александр I понимал бедственное положение крестьян, поэтому осознавал важность проведения социальных реформ.

1801 г.Указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами. Указ был направлен на ликвидацию одной из основ феодального строя — монопольного права дворян на землю.

1803 г.Указ о вольных хлебопашцах. Предусматривалось освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семей­ствами по обоюдному согласию крестьян с помещиком. Это была первая попытка ликвидации крепостного права. Однако, практические результаты действия данного Указа (отменен в 1858 г.) были ничтожны – за все время действия освободилось только около 1,5% крестьян.

Причины неудач Указа 1903 г.:

  1. Активное нежелание помещиков давать крестьянам свободу даже за вы­куп.
  2.  Крестьянам было не под силу воспользоваться правом выкупа: за 1 душу мужского пола необходимо было уплатить в среднем 400 руб. серебром – это была астрономическая сумма для того времени. Кроме этого, выкуп обставлялся разными кабальными условиями: рассрочкой под высокие про­центы, отработками и пр. В Указе говорилось: «Если крестьянин или целое селение не исполнит своих обязательств, то возвращается помещику с землею и семейством во владение по-прежнему».

1804-1805 гг.аграрная реформа в Лифляндии и Эстляндии. Попытка второго возможного варианта ликвидации крепостного правабезземельное освобождение крестьян. В ее основе лежал все тот же принцип добровольности со стороны помещиков, однако итоги этой реформы были другие: прибалтийское дворянство имело иные взгляды на крепостное право, чем российское дворянство.

1809 г.Указ о запрете помещикам ссы­лать своих крестьян в Сибирь за маловажные поступки.

Иные меры, направленные на улучшение положение крестьянства, принятые в период правления Александра I:

    • запрещалась торговля крестьянами на рынке. При установлении такого факта наказание было как для покупателя, так и для продавца – его крестьянин получал вольную;
    • запрещались публикации в газетах объявлений о продаже крестьян без земли;
    • если крестьянин единожды получал свободу, то он не мог быть вновь укреплен за помещиком;
    • выходцы из плена или из-за границы, а также взятые по рекрутскому набору, получали свободу;
    • вводилась обязанность помещиков кормить крестьян в голодные годы;
    • с дозволения помещика крестьяне получали право торговать, брать векселя, заниматься подрядами;
    • водилась возможность отсрочки для крестьян по оплате податей;
    • жены и дети сосланных в Сибирь крестьян имели право переехать к ним на поселение.

Реформы в области образования и просвещения

Реформы Александра I в области образования считаются одними из самых успешных его преобразований.

1803 г. – принято новое Положение об устройстве учеб­ных заведений.

В основу системы образования были положены принципы:

  • бессословности учебных заведений,
  • бесплатности обучения на низших его ступенях,
  • преемственности учебных про­грамм.

Выделялись ступени образования:

  • Низшая ступень — одноклассное приходское учи­лище,
  • Вторая ступень — уездное училище (3 класса);
  • Третья ступень — губернская гимназия (7 классов);
  • Высшая ступень — университет.

Во главе системы образования стояло Главное управление училищ.

Было образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Однако попечителям принадлежал лишь общий надзор во вверенном ему округе; всеми делами в округе ведал университет через посредство Ученого со­вета.

Были созданы пять университетов:

    • Дерптский (1802 г.)
    • Виленский (1803 г.)
    • Харь­ковский )1804 г.)
    • Казанский (1804 г.)
    • Петербургский Педагогический институт (в дальнейшем – Университет) (1804 г.).

1804 г. – издается Университетский устав, который предоставил университетам значительную автономию:

    • выборность ректора и профессуры,
    • собственный суд,
    • невмешательство высшей администрации в дела университетов,
    • право университетов назначать учителей в гимна­зии и училища своего учебного округа.

Основаны лицеипривилегированные средние учебные заведе­ния:

    • Царскосельский (1811 г.);
    • Ришельевский в Одессе (1817 г.);
    • Нежинский (1820 г.)

1804 г. – издается первый Цензурный Устав – считался на тот период одним из самых либеральных цензурных уставов в Европе.

В Уставе говори­лось, что цензура вводится «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною».

Цензорам рекомендовалось:

    • руководство­ваться «благоразумным снисхождением для сочинителя и не быть придирчивым»;
    • толковать места, имеющие двоякий смысл, «выгод­нейшим для сочинителя образом, нежели его преследовать».

Значение и неудачи либеральных реформ Александра I

Положительное значение реформ Александра I заключалось в следующем:

  • были заложены основы отмены крепостного права (в т.ч. принципы отмены крепостного права, заложенные в Указе о вольных хлебопашцах 1803 г., использовались при разработке Крестьянской реформы 1861 г.);
  • Государственный совет и учреждения, созданные в результате министерской реформы, показали свою эффективность, и с небольшими изменениями просуществовали до 1917 г.;
  • стала формироваться российская интеллигенция, что предопределило культурный взлет в области литературы и искусства в 1820-50 гг. XIX в.
  • повысился уровень грамотности населения, хотя он все еще значительно уступал показателям большинства европейских государств.

Таким образом, либеральные реформы Александра I можно считать попыткой модернизации России по образцу развитых европейских государств, в первую очередь, Англии и Франции, которые находились в те времена на новом капиталистическом (индустриальном) этапе развития.

Однако, эта попытка была обречена на провал, поскольку основные планировавшиеся реформы – введение в России конституционной монархии и отмена крепостного праване могли быть проведены вместе. Конституция предусматривала введение Парламента, однако, большинство в нем получило бы дворянство, которое выступало категорически против отмены крепостного права.