Проблемы противодействия коррупции являются перманентной проблемой российского государства. В обращениях высшего руководства страны постоянно акцентируется внимание на том, что борьба с коррупцией была и остается принципиальной задачей, которая требует своего разрешения.
В настоящее время в Российской Федерации принят Национальный план противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы от 16 августа 2021 г.
План — это системный документ программного характера, направленный на борьбу с коррупцией и ее предупреждение, утверждаемый Президентом РФ сроком на два года. Впервые был принят еще Президентом Медведевым Д.А. в 2008 г. Действующий в настоящее время План — это уже 7-ой по счету. Национальный план противодействия коррупции, по сути, представляет собой перечень поручений Президента РФ.
Ключевой задачей документа является координация усилий по противодействию коррупции в России. Национальный план противодействия коррупции является рамочным документом для внедрения внутриведомственных антикоррупционных планов.
Конкретные задачи противодействия коррупции отражены в перечне мер, предложенном текущим Национальным планом:
- меры по защите заявителей;
- меры по урегулированию конфликта интересов;
- меры по повышению прозрачности;
- меры по антикоррупционному просвещению;
- меры по повышению эффективности противодействия коррупции;
- меры по разработке законодательства о лоббизме.
Национальная стратегия противодействия коррупции утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460.
Стратегия представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, направленную на устранение коренных причин коррупции в обществе. В ней закреплены цели и задачи, основные принципы и механизм ее реализации. Таким образом, положения Национальной стратегии отвечают основным характеристикам документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания.
Недостатком Стратегии является то, что в данном документе не анализируется антикоррупционная политика в стране, не оценивается эффективность существующей системы, а главное — инструментарий указанной политики.
В целом, несмотря на большое количество нормативно-правовых актов противодействия коррупции различного уровня, усилия России по борьбе с коррупцией не приносят желаемого результата.
Так, например, в 2022 году индекс восприятия коррупции населением, ежегодно рассчитываемый Международной межправительственной организацией Transparency International на основе 28 индикаторов, показал, что Россия располагается на 136 месте с 29 баллами (за год до этого Россия была на 7 строчек выше, занимая 129 место). По уровню восприятия коррупции рядом с нами такие страны, как Мали, Ангола, Либерия. Отметим, что наши бывшие союзники из СССР (Украина, Эстония, Армения, Казахстан) имеют более высокий рейтинг. Верхние строки рейтинга традиционно занимают Скандинавские страны: на 1 месте — Дания (88 баллов), Финляндия (по 88 баллов), Норвегия (85 баллов) и др.
Социологические опросы, проводимые внутри страны, также свидетельствуют о крайне высоком уровне коррупции, охватившей практически все сферы общества, включая не только государственное управление, но и здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.
Эти факты, наряду с громкими коррупционными разоблачениями, которые с постоянной периодичностью взрывают общественное сознание, свидетельствуют о крайне неблагоприятной ситуации с противодействием этому негативному явлению в нашей стране. Так, в Российской Федерации в последние годы не прекращается череда громких коррупционных скандалов, связанных с самыми высокопоставленными чиновниками. Например, дела о коррупционных нарушениях возбуждены в отношении полковника МВД Д. Сенина (найдено 380 млн. руб., включая «бриллиантовую ручку» за 36 миллионов рублей); Главы Северо-Западного управления Ростехнадзора Г. Слабикова (найдено: 1,09 млрд. рублей); Руководителя «банковского отдела» ФСБ РФ отдела «К» К. Черкалина (найдено: 12 млрд. рублей); Министра Открытого правительства М. Абызова (через суд взыскана рекордная сумма 32,5 миллиарда рублей) и многие другие.
Вынесены приговоры или ведется следствие в отношении многих бывших губернаторов или мэров: Н. Белых — губернатор Кировской области; В. Гайзер — глава Республики Коми; А. Хорошавин — губернатор Сахалинской области; Н. Денин — губернатор Брянской области; Е. Урлашов — мэр Ярославля; В. Дудка — губернатор Новосибирской области; М. Мень — губернатор Ивановской области, далее — Глава Минстроя в Правительстве России, аудитор Счётной палаты — все эти должные лица были замешаны в коррупционных скандалах.
На фоне этого неслучайным «победителем» — коррупционером в данном антирейтинге является Глава антикоррупционного комитета «Т» МВД России Д. Захарченко, т.е. должностное лицо, которое на самом верхнем уровне должно бороться с любыми проявлениями коррупции в Российской Федерации. У Д. Захарченко было изъято 9 млрд. рублей наличными денежными средствами, хранящимися в квартире и 22 млрд. рублей на счетах.
В целом, запрос населения на решение проблем с коррупцией продолжает оставаться очень высоким.
С правовой точки зрения неэффективность принимаемых государством мер, направленных на борьбу с коррупцией, обусловлена формальным подходом. Также необходимо отметить отсутствие серьезного подхода и желания со стороны составителей Плана и исполнителей его, отсутствие действительного мониторинга реализации пунктов плана и, соответственно, качественного улучшения положения дел в стране.
В Национальном плане противодействия коррупции отсутствуют реальные рычаги воздействия на коррупцию.
Можно выделить следующие слабые стороны Национального плана противодействия коррупции:
- документы подготавливаются без учета специфики практик коррупционного поведения и рисков каждой отдельной отрасли;
- многие пункты плана не содержат информации о конкретных мероприятиях по борьбе с коррупцией, ответственных лицах и сроках исполнения;
- некоторые части плана приводят лишь общие методические подходы к решению проблемы;
- большинство документов не приводит описания конкретных конечных результатов, а также связи предлагаемых мероприятий к данным результатам.
В целом, наиболее эффективными реализуемыми антикоррупционными мерами являются:
- антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов;
- жесткая регламентация закупок;
- обеспечение прозрачности органов власти;
- антикоррупционный мониторинг.
Таким образом, полагаем, что борьба с коррупцией не может носить точечный характер. Противостояние этому общественно опасному явлению должно быть не только на государственном уровне, но и путем консолидации и противодействия данному явлению со стороны гражданского общества.