Понятие пробелов в праве
Право имеет смысл и ценность, когда оно регулирует существующие в обществе отношения. Однако возможна иная ситуация – общественные отношения существуют, однако они никак не регулируются правом.
В этом случае правоприменитель, пытаясь разрешить возникший на практике случай, не находит конкретных норм в действующей системе права, которые регулировали бы данные отношения. Такой случай свидетельствует о пробеле в праве.
Пробелы в праве — это отсутствие нормативного регулирования фактических отношений, которые должны находиться в правовой сфере.
В русском языке слово «пробел» означает пустое, незаполненное место, в переносном смысле — упущение, недостаток.
Пробел в праве — это «молчание» права там, где оно должно «говорить».
Пробелы в праве имеют много синонимов: «белые пятна», «вакуумы», «незаполненные ниши», «пустоты», «лакуны» и т.д. Иными словами, речь идет о неполноте, отсутствии законодательства в какой-либо сфере, либо по какому-либо вопросу. В связи с этим его требуется дополнить, развить, совершенствовать.
Хотя наличие пробелов в праве нежелательно, и свидетельствует о недостатках правовой системы, однако оно объективно неизбежно, поскольку ни один законодатель не может создать абсолютно идеальное право.
Причины пробелов в праве
Все причины пробелов в праве можно классифицировать на:
- объективные
- субъективные
1. Объективные причины пробелов в праве:
- общественные отношения гораздо более многообразны, чем это может охватить право:
- постоянно возникают новые отношения, которые право не успевает урегулировать;
- отношения настолько новы или сложны, что трудно выработать адекватное нормативно-правовое регулирование и др.
2. Субъективные причины пробелов в праве:
- Различные упущения со стороны законодателя:
- непредвидение возникновения новых отношений;
- технико-юридические ошибки при принятии законопроекта (например, в первом законе о о демонстрациях, шествиях, собраниях российский законодатель «забыл» включить такую форму протестов, как пикетирование);
- низкий уровень законотворческой культуры.
Виды и классификация пробелов в праве
Существует множество различных классификаций пробелов в праве.
1. По времени возникновения:
- первоначальные (первичные) — недосмотр законодателя на момент принятия законопроекта;
- последующие (вторичные) — возникают в процессе применения закона.
2. По полноте правового регулирования:
- полный пробел в праве – полностью отсутствует регулирование какого-либо вопроса (например, не принят необходимый закон);
- частичный пробел в праве — неполнота существующего правового регулирования (например, закон есть, но в нем не хватает норм права).
3. По степени истинности:
- реальные (подлинные) – имеется насущная жизненная необходимость регулирования конкретных общественных отношений нормами права, но этих норм нет;
- мнимые – отсутствует правовое регулирование каких-либо отношений, но право и не должно их регулировать, поскольку считает их несущественными. Например, в праве отсутствует ответственность для лица, который не выразил благодарности за оказанную ему помощь (эти отношения регулируются нормами морали).
4. В зависимости от вины законодателя:
- преднамеренные (умышленные) – законодатель понимает необходимость правового регулирования какого-либо вопроса, но сознательно не регулирует его (например, выводит за рамки закона области, связанные с коррупционными нарушениями). Преднамеренные пробелы в праве называют «квалифицированным молчанием права».
- непреднамеренные пробелы — законодатель не может принять необходимый закон по объективным причинам (например, не достигнут консенсус в законодательном органе).
5. По территории действия: пробелы на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
6. По отраслям права: пробелы в конституционном, уголовном, гражданском, административном праве и др.
7. В зависимости от юридической силы нормативно-правового акта: пробел закона, подзаконного акта (указа, постановления, распоряжения и т.д.).
8. По видам норм права: пробелы в материальной и процессуальной норме права.
9. В зависимости от структуры нормы права: пробел в гипотезе, диспозиции и санкции нормы.
Способы устранения и преодоления пробелов в праве
Различают устранение и преодоление пробелов в праве.
Устранение пробела в праве — это принятие новой необходимой нормы права с целью ликвидации правового вакуума.
Устранение пробелов в праве возможно только путем правотворческого процесса.
Однако поскольку любой законотворческий процесс сложен и длителен, а «жизнь не ждет», то единственным способом ликвидации отсутствия правового регулирования становится преодоление пробелов в праве.
Преодоление пробелов в праве – это временное восполнение недостающего правового регулирования какого-либо вопроса, осуществляемое правоприменительными органами.
Поясним это на примере. Так, в любом правовом государстве никто не может быть лишен права на судебную защиту. Однако судья, рассматривающий конкретное дело, выясняет, что норм права, регулирующих спорные отношения, нет. Что же делать в этом случае? Ведь спор нужно разрешать. В этом случае судья обращается к нормам права, регулирующим сходные аналогичные отношения и выносит решение со ссылкой на эти нормы. Данный случай относится, как правило, к частичному пробелу в праве и описывает применение судьей аналогии закона как одного из способов преодоления пробелов в праве.
Аналогия закона – это восполнение пробела в правовом регулировании при разрешение конкретного вопроса путем обращения к нормам права, регулирующим схожие вопросы.
Однако, возможна ситуация, когда судья, обнаружив отсутствие норм права, которые регулировали бы спорный вопрос, не обнаружил и наличия норм права, которые регулировали бы сходные отношения. То есть речь идет о полном пробеле в праве, что фактически представляет тупиковую ситуацию для правоприменителя. Однако вопрос требует своего разрешения, и в этом случае судья обращается к более абстрактным нормам — общим принципам и началам законодательства.
В таком решении суд может сослаться на принципы как национального, так и международного права — справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, добрососедских отношений и т.п.
Аналогия права — это восполнение пробела в правовом регулировании при разрешении конкретного вопроса путем обращения к общим началам и смыслу законодательства.
Процедура (механизм) применения аналогии закона и аналогии права
Для того, чтобы применить аналогию закона или аналогию права в конкретном случае правоприменитель должен:
- Установить, что конкретный случай требует разрешения с правовой точки зрения.
- Определить, что норм, которые бы регулировали данный случай, нет в правовой системе.
- Найти нормы, которые бы регулировали схожие, близкие по смыслу и содержанию случаи, и применить аналогию закона — т.е. вынести решение со ссылками на эти нормы.
- Установить, что отсутствуют нормы, регулирующие сходные случаи и применить аналогию права – т.е. вынести решение, основываясь на принципах справедливости, гуманизма, доброй воли и т.д.
Именно в такой последовательности правоприменитель может реализовывать преодоление пробелов в праве. Аналогия права применяется только в случае невозможности применить аналогию закона.
Применение аналогии закона или аналогии права являются временными способами восполнить пробел в праве, т.е. «заделать брешь» в правовой системе, но не устранить его.
Кроме этого, институт аналогии имеет ограниченное действие. Так, аналогия может применяться в гражданском, семейном, земельном, трудовом и других отраслях права.
Но в таких отраслях права, как уголовное, административное, — аналогия не допустима.
Поэтому, например, если совершенное деяние имеет схожие черты с каким-либо конкретным составом преступления, но полностью не укладывается в его конструкцию, то лицо, его совершившее, не может быть привлечено к уголовной ответственности.
Поэтому в публичных отраслях правах действует принцип, известный еще со времен римского права — «nullum crimen, sine lege» — нет преступления, если нет закона.
Плюсы и минусы наличия пробелов в праве
Наличие пробелов в праве крайне нежелательно и свидетельствует о недостатках правовой системы, упущениях законодателя, низкой законодательной технике. Пробелы в праве снижают уровень гарантированности прав и их защиты со стороны закона.
Однако, если речь идет о небольших огрехах законодателя, то в определенной степени пробелы в праве могут оказать положительный эффект на правовую систему. Ведь разрешая дело при отсутствии нормативных предписаний, судья выносит решение, руководствуясь принципом справедливости, с которым связывается основное предназначение права. Это может указать законодателю необходимый ориентир развития законодательства.