Правовой статус лиц, которые не являются гражданами России, прямо связан с их политическими, социальными, личными и экономическими правами и свободами, и имеет свои особенности.
Иностранный гражданин — это физическое лицо, которое не имеет гражданства Российской Федерации, и имеет доказательства гражданства иностранного государства (п. 1 ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Лицо без гражданства — это физическое лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации и доказательств гражданства иностранного государства.
Таким образом, общее, что объединяет иностранных граждан и лиц без гражданства, — это неграждане РФ.
На территории России действует национальный режим, в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства равны с гражданами РФ в правах и обязанностях. Это, в первую очередь, касается личных прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (право на жизнь, право на достоинство личности, право на личную неприкосновенность и т.д.). Такие права принадлежат всем людям, независимо от их принадлежности к гражданству, и это положение носит безусловный характер.
Исключения из национального режима равенства прав, свобод и обязанностей граждан и неграждан РФ могут быть предусмотрены федеральными законами или международными договорами (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Отметим, что правовой режим иностранных граждан может различаться в зависимости от их категории, в соответствии с которыми иностранные граждане дифференцируются на:
- постоянно проживающих на территории РФ;
- временно проживающих на территории РФ;
- временно пребывающих на территории РФ.
Так, например, право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС имеют только иностранные граждане, временно или постоянно проживающие на территории РФ (ч. 1 ст. 10 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» от 29.11.2010 № 326-ФЗ).
В законодательстве РФ есть ряд случаев распространения национального режима на конкретную сферу правоотношений в отношении лиц, не являющихся гражданами РФ, например:
- неграждане РФ обладают правом на страховую защиту наравне с российскими гражданами (ст. 34 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 г. № 4015-1);
- могут быть участниками благотворительной деятельности (ст. 22 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ);
- выступать членами производственных кооперативов (п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 г. № 41-ФЗ) и др.
Ограничения и запреты, установленные для неграждан в Российской Федерации:
- в области свободы передвижения и выбора места жительства:
- запрет для неграждан РФ посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение (ч. 1 ст. 11 «О правовом положении иностранных граждан»);
- запрет для временно проживающих иностранных граждан изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ.
- в области земельных отношений:
- запрет для неграждан РФ владеть на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных, установленных особо, территориях РФ (ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ);
- земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются негражданам РФ в собственность исключительно за плату (ч. 4 ст. 39.4 ЗК РФ);
- неграждане РФ не могут иметь на праве собственности земельные участки сельскохозяйственного назначения. Владение этими участками, по общему правилу, допустимо только на правах аренды (ст. 3 ФЗ «О землях сельскохозяйственного назначения в РФ» от 24.07.2002 № 101-ФЗ).
- в области трудовых прав, прав на свободу творчества, выбор рода деятельности и профессии на территории РФ:
- неграждане РФ, по общему правилу, вправе осуществлять трудовую деятельность только по достижении 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента (ст. 327.1-327.2 ТК РФ; п. п. 1, 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ);
- неграждане РФ не могут самостоятельно осуществлять архитектурную деятельность при отсутствии специального международного договора (ст. 3.1 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17.11.1995 г. № 169-ФЗ).
- в области политических прав:
- неграждане РФ не могут занимать должности государственного и муниципального служащего;
- не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ;
- быть членами политической партии (ч. 2 ст. 23 ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ) и др.
В то же время, иностранные граждане и лица без гражданства обладают такими политическими правами, как свобода слова, участие в местных выборах и референдуме.
Обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляются наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ
Неграждане РФ имеют дополнительные обязанности в области соблюдения миграционного законодательства (заполнение миграционной карты, соблюдение миграционного учета, прохождение государственной дактилоскопической регистрации, получение медицинских документов, подтверждающих отсутствие факта употребления наркотических средств, сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции и т.д.).
Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством РФ. То есть, эти лица несут ответственность на тех же основаниях, что и граждане РФ, за исключением некоторых особенностей, установленных законом. Например, за нарушение в области миграционного или трудового законодательства неграждане РФ могут быть привлечены к административной ответственности с наложением штрафа и выдворением за пределы РФ (ч. 1 ст. 18.8, ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).
В отдельных случаях, наоборот, выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ может быть ограничен, например, когда они задержаны по подозрению в совершении преступления, уклоняются от уплаты налогов и т.д.
В соответствии с нормами международного права Российская Федерация вправе предусмотреть специальные положения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства на началах взаимности.
Это может касаться как режима наибольшего благоприятствования, когда для иностранных граждан вводят какие-либо преимущества, так и института реторсий — ответных принудительных мер одного государства в отношении другого, причинившего ущерб интересам или престижу первого, путем совершения недружественного акта (например, ограничение въезда на свою территорию граждан другого государства).