Форма правления: понятие, виды, особенности

форма правленияСодержание:

  1. Понятие формы правления
  2. Факторы, влияющие на форму правления
  3. Основные формы правления
  4. Нетипичные формы правления в современном мире

Понятие формы правления

Форма правления – это один из трех элементов, наряду с формой государственного устройства и политическим режимом, характеризующих форму государства. При этом, считается, что именно форма правления – это главный элемент, ядро в структуре понятия «форма государства», поскольку она отражает суверенную государственную власть.

Форма правления – это способ организации высших органов государственной власти, а также порядок взаимодействия таких органов между собой и с населением.

Форма правления раскрывает:

  • способ, используемый при образовании высших органов государственной власти;
  • субъекта, осуществляющего верховную власть, его ответственность перед населением;
  • структуру высших органов государственной власти;
  • порядок разграничения компетенции между высшими органами государственной власти;
  • степень участия населения в формировании высших органов государственной власти.

Интересно, что в науке взгляды на форму правления носят дискуссионный характер. При этом, сложилось 3 основные концепции:

  1. Первая группа авторов (Мишин А.А., Арановский К.В.), сторонники так называемого «узкого» подхода, считают, что при характеристике формы правления следует учитывать способ организации государственной власти, но только высших органов власти. Таким образом, форму правления определяет правовое положение главы государства и статус высших органов государственной власти.
  2. Вторая группа авторов (Шакотько Е.И., И.Р. Кушхов) под формой правления понимают способ организации всех органов государства, как высших, так и местных, а также участие населения в их формировании.
  3. Третья группа авторов (Комарова С.А., Кор­нева В.Н.) считает, что теоретически невозможно установить критерии той или иной формы правления, а следует каждый раз производить анализ конкретного государства.

Представляется, что ближе к истине сторонники второй группы авторов, поскольку именно такая широкая трактовка позволяет рассмотреть все аспекты и специфические черты формы правления как юридической категории.

Факторы, влияющие на форму правления

Основные факторы, влияющие на форму правления:

  • размер территории государства;
  • социально-экономические условия;
  • культурно-историческое развитие;
  • религия или идеология;
  • менталитет населения.

Территория оказывала влияние на выбор формы правления, поскольку считалось, что республиканская форма правления не подходит для государств с большой территорией (трудно было реализовать участие всех граждан в управлении государством). Поэтому на небольшом по территории государстве Рим была республика, а на об­ширных территориях России, Франции и Германии возникли монархии (империи).

Социально-экономические факторы также оказывали влияние на выбор формы правления. Например, в тех государствах, где преобладала частная собственность, они имели, как правило, республиканскую форму правления. Если же пре­обладала государственная и общественная собственность – монархическую форму правления.

Идеологический фактор также влияет на форму правления. Например, в исламских государствах руководи­тель является одновременно и духовным лидером, который совмещает в сво­их руках и светскую, и религиозную власть.

Кроме того, необходимо отметить зависимость формы правления от культуры и традиций, именно благодаря которым была сохранена монархия в Японии, имеющая более чем тысячелетнюю историю.

Нельзя не учитывать и менталитет населения, его политико-психологическую волю, ментальность. Например, Гегель считал, что «народ должен почувствовать, что его государственное устройство соответствует его праву и его состоянию, в противном случае оно может, правда, быть внешне наличным, но не будет иметь ни значения, ни ценности».

В целом, выбор формы правления обусловлен совокупностью этих объективных факторов, тем самым форма правления устанавливается в государстве не произвольно. Государство может иметь то правление, которое в наибольшей степени соответствует сложившимся условиям либо способствует экономическому, социально-политическому, культурному развитию страны.

В то же время, нельзя не отметить и значение субъективных факторов, в частности, роль отдельных политических лидеров, которые в свое время существенно повлияли на выбор формы правления (например, Гитлер, Сталин, Ленин).

 Основные формы правления

Традиционно сложилось две основные формы правления: монархия и республика.

Монархия – это государство, в которых глава государства (монарх, царь, император, султан и т.д.) не несет юридической ответственности перед народом и какими-либо органами власти и получает титул, как правило, по наследству и пожизненно.

Таким образом, отличительная черта всех монархий – монарх и члены его семьи не могут быть привлечены к уголовной, гражданской или административной ответственности. Некоторые монархи обладают дополнительными привилегиями, например, они освобождены от уплаты налогов и др.

Республика (республиканская форма правления) – это форма правления, при которой основные органы государственной власти, и в первую очередь, глава государства (президент) избираются непосредственно населением.

В отличие от монархии избранные высшие государственные лица и органы несут ответственность перед народом и другими органами власти. Их власть сменяема (т.е. они осуществляют свои функции до новых выборов). В случае утраты доверия они могут быть переизбраны. Кроме этого, практически во всех республиках существует институт импичмента – в случае совершения тяжких преступлений президенты отрешаются от должности и предаются суду.

Разновидности монархий:

  • парламентарная (парламентская);
  • дуалистическая;
  • абсолютная.

Разновидности республики:

  • парламентарная (парламентская);
  • смешанная (президентско-парламентская или парламентско-президентская);
  • президентская (дуалистическая) и суперпрезидентская.

Основные критерии выделения разновидностей форм правления:

  • статус главы государства;
  • порядок формирования и роспуска правительства.

Парламентарная (парламентская) монархия – это форма правления, при которой монарх выполняет символическую роль, поскольку власти как таковой у него нет – он «царствует, но не правит».

Формально монархи при такой форме правления могут принимать участие в формировании и роспуске правительства, однако, фактически правительство формируется и ответственно только перед парламентом.

Примеры парламентарной монархии – Япония, Великобритания, Швеция, Дания и др.

Дуалистическая (ограниченная) монархия– это форма правления, при которой монарх сохраняет определенные полномочия в области исполнительной власти, но его власть ограничена сильным парламентом.

Таким образом, при дуалистической монархии – наследуемый глава государства – сосредотачивает в своих руках исполнительную власть и часто судебные прерогативы, с другой стороны, присутствует формируемый населением законодательный орган – парламент, способный осуществлять свою власть независимо от монарха.

Примеры дуалистической монархии – Кувейт, Марокко, Иордания, Монако (с оговорками).

Абсолютная монархия– это форма правления, при которой монарх де-юре и де-факто объединяет все ветви власти в государстве.

Ему принадлежит право издания законов, формирования правительства, право вершить верховный суд и т.д. В таких государствах, как правило, нет парламента, а все издаваемые акты монарха для вступления в силу не требуют одобрения со стороны какого-либо органа власти.

Примеры современных абсолютных монархий – Саудовская Аравия, Ватикан, Султанат Бруней. 

Парламентарная (парламентская) республика – это такая форма правления, при которой ключевую роль в государстве играет парламент; правительство подотчетно ему, а не главе государства (президенту); фигура президента символична, поскольку он не наделен реальными полномочиями и осуществляет, в основном, представительские функции.

При парламентской республике президент избирается на должность парламентом или специальной коллегией, представляющей все территории страны. У президента нет никаких полномочий в сфере исполнительной власти. Правительство формируется из депутатов, которых представляют большинство в парламенте. У президента могут оставаться полномочия по обнародованию законов, помилованию, награждению почетными званиями и наградами, и т.д., но все равно, речь идет о «слабом» президенте.

Примеры парламентской республики – Швейцария, Суринам, ЮАР.

Смешанная республика (президентско-парламентская или парламентско-президентская) – это форма правления, при которой президент является главой государства, при этом не является главой исполнительной власти, но имеет ряд полномочий в сфере исполнительной власти.

Парламент также сохраняет основные полномочия как законодательный орган. Таким образом, данная форма сочетает в себе признаки и президентской, и парламентской республики.

Характерные признаки республики со смешанной формой правления:

  • бицефальность исполнительной власти между главой государства – президентом и премьер-министром, который возглавляет правительство, т.е. обоим принадлежат права в сфере исполнительной власти (президент не является главой исполнительной власти);
  • реальность президентских полномочий;
  • избрание президента всеобщими прямыми выборами на определенный срок;
  • подконтрольность правительства парламенту (или и парламенту, и президенту).

Все эти признаки не исключают существования других условий, которые установились в тех или других республиках смешанного типа, однако все они должны присутствовать в республике со смешанной формой правления.

Примеры смешанной республики – Чехия, Венгрия, Франция, Латвия, Украина, Болгария и др.

Президентская республика – это форма правления, при которой глава государства – президент – обладает значительными властными полномочиями, ему принадлежит вся полнота исполнительной власти и он возглавляет правительство. Парламент сохраняет значимые полномочия в законодательном процессе, но правительство неподотчетно ему.

Отличительные черты президентской республики:

  • президент избирается внепарламентским путем;
  • президент возглавляет правительство;
  • президент формирует правительство, которое ответственно перед президентом;
  • президент может распустить правительство, которое неподотчетно парламенту.

Примеры президентской республики – США, Мексика, Бразилия и др.

Суперпрезидентская республика – это форма правления, при которой основные властные полномочия всех ветвей власти концентрируются в руках президента, тем самым оформляется его авторитарная власть.

Суперпрезидентская республика – это некий аналог абсолютной монархии. Принцип разделения властей не реализуется (хотя формально может провозглашаться), поскольку вся власть сосредоточена в руках одного человека. Формально выборы (избрание президента) могут проводиться, но они недемократические безальтернативные, при проведении особого референдума или иным образом. Исключительный маркер суперпрезидентских республик – ограничения по срокам президентуры нет, т.е. существует институт пожизненного президентства.
Отличительные признаки суперпрезидентской республики:

  • президент может возглавлять правительство;
  • президент может быть лидером правящей (и часто единственной!) партии;
  • президент может издавать указы, имеющие силу закона;
  • президент может распускать парламент;
  • президент может смещать министров и иных лиц.

Примеры суперпрезидентских республикБелоруссия, Россия, Ангола, Азербайджан, Мозамбик, Бенин и др.

Нетипичные формы правления в современном мире

В настоящее время в мире все чаще возникают нетипичные (гибридные) формы правления, которые не вписываются в характеристики двух признанных форм правления – монархии и республики и их разновидностей.

Возникновение гибридных форм правления нельзя считать чем-то негативным, поскольку это обусловлено адаптацией классических форм правления под реальные объективные условия конкретных государств.

Любая атипичная форма «привязана» к определенному «материнскому» типу, но при этом приобретает признак или признаки другой формы.

Например, нетипичные монархии:

  • выборные монархии (так называемые эсимнетии – например, Ватикан, Малайзия);
  • монархии, где правят одновременно два монарха (например, в Андорре – князья-соправители).

Атипичные республики:

  • парламентарная республика с элементами президенциализма (Израиль);
  • гиперпарламентарная республика с элементами президенциализма (ЮАР).

Атипичные полупрезидентские республики:

  • полупрезидентская (смешанная) республика с элементами президенциализма (Казахстан);
  • полупрезидентская республика с элементами парламентаризма (Австрия, Ирландия).

Атипичные президентские республики:

  • президентская республика с непрямыми выборами президента (Боливия);
  • президентская республика с ответственностью правительства перед парламентом (Аргентина, Венесуэла, Колумбия, Перу).